Ценность научной рациональности

Термин «рациональность» произошел от латинского слова «рацио», что значит «разум». Деятельность разума всегда связывали с логикой, как наукой о мышлении, его формах и законах. Рациональность включает в себя логичность (формальную или диалектическую). Формальная логика выражает постоянство, устойчивость мышления. Диалектическая логика стремится к более сложной характеристике мышления как единства постоянства и развития, как процесса, подчиняющегося законам диалектики. Но рациональность понятие более широкое, чем логичность. Она предполагает содержательные идеи и принципы понимания и действия. Такого рода идеи и принципы позволяют реализовать рациональность и как точный расчет адекватных средств для поставленной цели (М.Вебер), и как оптимальную адаптированность к среде, окружению, обстоятельствам (Д. Дьюи, Л. Витгенштейн), и как логически последовательную обоснованность правил деятельности (С. Тулмин).

Три основных стадии исторического развития науки, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории развития цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая периоду классической науки XVII-XIX вв.); неклассическая рациональность (соответствующая периоду неклассической науки XIX-XX вв.); и постнеклассическая рациональность (c 70-х годов ХХ в. по настоящее время).

Между этапами развития науки, существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Тип рациональности классической науки характеризуется доминированием принципа механического объяснения явлений, идеей о научном познании как овладении неопровержимой, вечной истиной. Объект познания рассматривался как совершенно независимый от познающего субъекта, средств и операций его деятельности.

Тип рациональности неклассической науки имеет следующие специфические черты: - Научное познание осознается как обретение относительного неполного, ограниченного знания, т.е. как системы относительных истин; - Принцип причинности обогощается по своему содержанию. Наряду с динамическими закономерностями явлений и процессов выявляются также статистические закономерности; - Познание сущности объекта и законов его поведения опирается на характеристику средств и операций познавательных процедур; - Значительным методологическим принципом мышления в науке становится диалектика.

Тип рациональности постнеклассической науки включает в себя принципиально новые черты: - Ориентация научного понимания и объяснения на идею универсального эволюционизма; - Идеи и принципы теории самоорганизации и развития сложных систем синергетики; - Всеобщая признанность ценности диалектического мышления и стремление применять его в научном познании; - Идея включенности человека с его системой деятельности, целей и ценностей в общую научную и философскую картину мира и его отдельных систем объектов. Постнеклассическая рациональность предполагает все большее единение, интеграцию естественных и гуманитарных наук.

Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания.

Классический тип научной рациональности, концентрирует внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Схематично этот тип научной деятельности может быть представлен следующим образом:

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Этот тип научной деятельности можно схематично изобразить в следующем виде:

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Этот тип научного познания можно изобразить посредством следующей схемы:

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: