Структура налоговых поступлений в бюджет

Второй блок показателей, выделенных в плане лекции -

· Показатели выполнения плана госбюджета.

1. Относительная величина планового задания:

Овпл.зад.=Упл/Уо,где

У0 и Упл. – уровень доходов (расходов) бюджета соответственно в базовом году и по плану.

2.От.в. выполнения плана

Овып. Пл.=Уфакт/Уплан,где

Уфакт. – фактически достигнутый уровень доходов (расходов) бюджета.

3. Ов динамики = Уфакт/У о

· Показатели динамики доходов и расходов госбюджета.

Абс. Прирост (D)

Цепной Dц=У

Базисный Dб=

Темп роста

Цепной

Базисный

Темп прироста

Цепной

Базисный

Среднегодовой абс. Прирост

где n-число цепных абсолютных приростов.

Средний коэффициент роста:

,

где m-число уровней ряда динамики в изучаемом периоде, включая базисный..

Средний темп роста: .

Средний темп прироста:

Четвертый блок показателей:

· Уровень бюджетного дефицита

Одной из важнейших характеристик эффективности государственно­го управления являются масштабы дефицита государственного бюджета, определяемые как соотношение размера дефицита и ВВП. В системе меж­дународных экономических отношений Европейского Союза установлен предельный размер дефицита по сравнению с ВВП (в настоящее время около 3%), дающий право странам стать членами Валютного союза. Вы­дача кредитов международными финансовыми организациями странам с переходной экономикой также обусловлена требованием жесткого кон­троля над размером дефицита государственного бюджета

Во многих развитых странах дефицит государственного бюджета по отношению к ВВП составляет около 2—4% (например,в Япо­нии, ФРГ, Канаде, Франции, США).

Масштабы перераспределительных процессов через государ­ственный бюджет отражает отношение доходной или расходной части госбюджета к валовому внутреннему продукту

D=ДГБ/ВВП*100

D=РГБ/ВВП*100

Официальные трансферты в госбюджете — это безвозмезд­ные, невозвратные поступления, имеющие единовременный (не­регулярный), добровольный характер в виде субвенций, даре­ний, гуманитарной помощи, полученных от других учреждений государственного управления (национальных и зарубежных) или международных организаций.

Превышение расходов над доходами приводит к дефициту бюджета, а обратная ситуация — к бюджетным излишкам. На 2003 год доходы госбюджета Украины определены в размере 50 020 875,9 тыс.грн., а расходы — 52 055 801,1 тыс.грн., предельный размер бюджета - 2 034 925,2 тыс..грн..

Дефицит = Расходы – Доходы.

Уровень бюджетного дефицита — относительный показа­тель, который рассчитывается отношением суммы бюджетного дефицита к валовому внутреннему продукту или к расходам гос­бюджета:

У=ДЕФ/ВВП*100

У=ДЕФ/Р*100

Первый показатель используется для межстрановых сравне­ний, его называют макроэкономическим уровнем. Принято счи­тать финансовое положение страны нормальным, если уровень бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Источники по­крытия бюджетного дефицита могут носить инфляционный и не­инфляционный характер.

Обычно используется три варианта финансирования бюд­жетного дефицита:

· эмиссия необходимого количества денег;

· уве­личение налогов, что приводит к росту государственных дохо­дов;

· государственный займ (выпуск облигаций, казначейских обя­зательств).

Использование первого варианта приводит к инфляции,

второго — к снижению деловой активности, стимулов к труду.

Поэтому в странах с рыночной экономикой выбирают, как пра­вило, третий вариант. Выпускаемые ценные бумаги государство продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям уплачивается доход, а по истечении срока, на который они пущены, облигации погашаются правительством.

В Украине первый выпуск облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) был осуществлен в 1995 году.

В переходный период источником покрытия бюджетного де­фицита служат также доходы от приватизации государственного имущества.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг, ко­торый представляет собой сумму задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим или физическим лицам.

Государственный долг включает общую сумму бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и сумму финансо­вых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита). Рассчитыва­ется государственный долг на определённую дату и выплачивает­ся с процентами.

Различают внутренний и внешний долг.

Внутренний — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны. Законом Украины о Госбюджете на 2003 год был установ­лен предельный размер государственного внутреннего долга Ук­раины на 31 декабря 2003 года в сумме 14931091 тыс.грн. и 1317121,1 тыс.долл.США.

Внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран. Внешний долг имеет негативные последствия, поэтому в развитых странах обычно законодательно устанавливается его лимит.

Предельный размер внешнего долга – Украины установлен в сумме эквивалентной 8588474,8 тыс.долл.США

Для экономического анализа абсолютная сумма долга малодоказательна, поэтому его оценивают относительными показателями:

· уровнем внешнего долга У = (Внеш.долг/ВВП)100

· и отношением внешнего долга к экспорту,

· а также показателями нормы обслуживания долга, которая рассчитывается отношением суммы выплат по внешнему долгу к сумме валютных поступле­ний за год.

По мнению экономистов, норма обслуживания долга не должна превышать 25%. Второй вариант расчёта нормы обслуживания внешнего долга предусматривает отнесение суммы вып­лат по внешнему долгу к сумме экспорта. При определённых значениях внешней задолженности со­здаётся критическая ситуация для любой страны. В зависимости от значений уровня внешнего долга страны группируют, выде­ляя три группы с высоким, умеренным и низким уровнями внеш­него долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: