Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами А.Смитом и Д.Рикардо.
А.Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что основой для развития международной торговли служит различие абсолютных издержек и доказал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, так как могут выиграть от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами.
Д.Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) показал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.
При анализе направлений развития внешней торговли необходимо учитывать:
1) неравномерное распределение экономических ресурсов между странами (природных, трудовых и др.);
2) эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Эффективность, с которой страны способны производить разные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Например,
|
|
Принцип абсолютного преимущества:
Страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны.
В соответствии с теорий абсолютных преимуществ международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая страна производит с меньшими издержками, чем страна-партнер. Согласно этой теории:
В соответствии с теорий абсолютных преимуществ, разработанной А.Смитом, международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая страна производит с меньшими издержками, чем страна-партнер. Согласно этой теории:
- правительство не должно вмешиваться во внешнюю торговлю, проводя политику протекционизма, а наоборот, всячески поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;
- нации, также как и частные лица, должны специализироваться на выпуске тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, т.е. меньшие издержки, чем у страны-партнера;
- страны должны экспортировать товары, полученные ими с наименьшими издержками и импортировать то, что дешевле обходится «соседу»;
- внешняя торговля стимулирует производительность труда путем расширения рынка сбыта за пределы национальных границ;
- экспорт является положительным фактором для экономики, ибо обеспечивает сбыт излишка продуктов;
|
|
- субсидии на экспорт являются налогом на население и должны быть отменены.
Рассмотрим пример.
Аргентина и Бразилия производят два товара (зерно и сахар).
Аргентина на единицу затрат может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов в указанных пределах.
Бразилия при аналогичных затратах – 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию в указанных пределах.
В этом случае Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну, т.е. на единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна, а Бразилия – по сахару.
Абсолютные преимущества могут порождаться:
- естественными факторами (климат, наличие природных ресурсов);
- приобретенными, благодаря развитию технологий, квалификации, совершенствованию организации производства и т.п.
В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит. Относительные цены этих товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Соотношение издержек
Показатели | Аргентина (50 т зерна = 25 т сахара) | Бразилия (40 т зерна = 100 т сахара) |
1 т зерна | 0,5 т сахара | 2,5 т сахара |
1 т сахара | 2 т зерна | 0,4 т зерна |
Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на данный товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна установиться в пределах:
0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 т сахара
Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления после специализации на производстве того товара, по которому они обладают преимуществом, и торговли между собой. В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (табл. 4.2).
Пусть в отсутствие внешней торговли страны производили и потребляли (на единицу затрат):
Аргентина: 20 т зерна и 15 т сахара
Бразилия: 12 т зерна и 70 т сахара
Таблица 4.2
Страна | Производство | Экспорт (-) / Импорт (+) | Потребление | Прирост потребления |
До специализации | ||||
Аргентина зерно сахар | ||||
Бразилия зерно сахар | ||||
После специализации | ||||
Аргентина зерно сахар | -20 +20 | +10 +5 | ||
Бразилия зерно сахар | +20 -20 | +8 +10 |
Теория внешней торговли А.Смита основана на многочисленных допущениях:
- единственным фактором производства является труд;
- имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся трудовые ресурсы используются на производстве товаров;
- в международной торговле принимают участие только две страны, которые торгуют между собой только двумя товарами;
- издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар;
- транспортные расходы при перевозке из одной страны в другую равны нулю и т.п.
Однако А. Смит не учел - как быть, если какая-то страна не располагает преимуществами.