double arrow

Исследования социализации детей (этнография детства и отрочества)


Архивные исследования

Полевые исследования

Экспериментальные исследования

Архивные исследования

Герберт Барри (анализ 104 культур).

Выделил 6 тем, которые возникают в воспитании детей:

Послушание (подчинение взрослым);Ответственность;Заботливость (некое отношение к близким – братьям и сестрам);Стремление к достижениям;Самостоятельность;Общая независимость.

Барри обнаружил, что эти 6 категорий не являются независимыми друг от друга. Являют собой 2 кластера.

Послушание, ответственность и заботливость объединяются в обучение уступчивости.

Следующие три категории – обучение самоутверждению.

Полевые исследования «дети шести культур» Дж. Уайтинг и Беатрис Уайтинг.

Под их руководством проходило исследование «дети 6 культур». Несколько лет оно продолжалось. Включало несколько этапов.

Изучали 6 культур: Япония, Кения, Индия, Мексика, Филиппины, США.

В этих культурах был выбран небольшой город (в каждой из культур). Рядовые провинциальные города.

Были выбраны в каждом городе семьи с детьми. Сначала изучали матерей 6 культур (изучался стиль материнского воспитания). На следующем этапе изучали детей. Выборка была следующая – в каждом городе изучали по 6 мальчиков и 6 девочек. И было 2 возрастных группы: от 3 до 6 лет и от 7 до 11 лет.




Это было наблюдение за детьми в естественных условиях. Систематическое наблюдение, по заранее продуманному плану. Схема была разработана общая. По этой схеме было нестандартизированное наблюдение. Было собрано более 150 интеракций по каждому ребенку. Поэтому несмотря на небольшую выборку получился большой массив данных. Проанализировав эти интеракции вывели 12 категорий:

Поступает дружественно, Оскорбляет, Предлагает помощь, Делает замечания, Предлагает поддержку, Добивается господства, Ищет внимания, Ищет помощи, Ответственно советует, Дружески нападает, Прикасается, Нападает.

Эти 12 категорий наблюдаются во всех 6 культурах. Более того во всех культурах проявление дружелюбия было на 1 месте.

Эти культуры были отобраны не случайным образом. Они сравнивались друг с другом по 2 факторам: степень сложности социально-экономической системы (были общества более сложнее и менее сложные). Сложные культуры – США, Япония, Индия. Простые культуры – Филиппины, Кения, Мексика

Преобладающая структура семьи (нуклеарные и расширенные семьи).

Нуклеарные семьи – Мексика, США, Филиппины

Большие семьи – Индия, Кения, Япония

Оказалось, что эти культурные факторы связаны с аспектами взаимодействия.

Результаты:

- Есть корреляция между сложность культуры и такими аспектами, как зависимость/доминантность и заботливость/ответственность.

- Есть корреляция между структурой семьи и Дружественностью/теплым отношением и авторитарно/агрессивное отношение.



Экспериментальные исследования

У. Лаиберт (1970-е гг. Канада). Лабораторный эксперимент

8 культур. Были 11 выборок из 8 стран. Европейские страны, северо-американские страны (Канада и США) и Азия. Были взяты культуры с довольно сложной системой общества. У всех у.э. были родители дошкольников. Внутри некоторых культур были родители из рабочего класса и были родители среднего класса. Родителям ставили прослушивать записи реплик 6-летних детей. Это были самые разные реплики, но которые предполагают реакцию со стороны взрослых – начало разговора. И у.э. говорили, как бы они среагировали на ту или иную реплику.

Исследователей интересовал вопрос какова терпимость родителей в этих разных ситуаций. Было показно ,что требовательность в большей ствепени связана с социальным классом, а не с культурой, т.е. родители из рабочего класса оказались более требовательными чем родители из среднего класса. Класс – во многом наследуемая характеристика. Порядка 80% детей оказываются на том же социоэкономическом уровне, как и их родители. Это показано другими исследованиями.



Было обнаружено, что культура определяла ситуации проявления реакции. Т.е. в одних культурах наиболее резкие реакции вызывало непослушаение ребенка. В других культурах наоборот.

Этнография детства. Опирается на исследования, проводившиеся в школе культура и личность. Ориентированы скорее на эмик подход.

Кардинер Абрам. Ранний период жизни человека – время формирования основ его личности. Способы ухода за детьми накладывают отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

Исследования в области этнографии детства связаны с психоаналитической концепцией. Дж. Уайтинг провел некоторые исследования. Он говорит о том, что есть несколько ключевых тем (были распространены в 60-е годы):

1) Исследование взаимосвязи между образом божества и различными аспектами взаимоотношений в племени (культуре). Идея про соотношение образа божества и родителя. Полагали что это связано с типом семейных отношений/структурой семьи. Пытались найти факторы внешние, которые бы определяли содержание этой связи. Предполагали, что в зависимости от типа семьи будет отличаться характер взаимоотношения с ребенком. И в некоторых семьях будет более лояльное отношение, терпимое, доброе, в других будет отношение четко простроено. Будет много ограничений. Не будет отношение снисходительным. Предполагалось, что в расширенных семьях будет более снисходительным отношением, по сравнению с нуклеарными семьями, где контроль и директивность возрастает. Но гипотеза не подствердилась. Есть лишь некоторая тенденция. Удалось подтвердить эту же гипотезу на другом совершенно уровне – на уровне того включена или не включена мать во внесемейную жизнь. Если женщина участвует на производстве, то высокая требовательность богов.

2) Изучение обустройства сна. В основном вопрос был о регламентированности совместного сна с отцом. Анализируя каким образом строится развитие личности в тех и других обществах, было обнаружено, что в тех обществах где есть запреты на сон отца со своей семьей наблюдается высокий рост преступлений в т.ч. преступлений против личности (выше в тех обществах, где разрешено спать со своей семьей). Психоаналитики объясняют, что для мальчиков видится определенный запрет, от которого формируется связь между сыном и матерью. Выстраиваются жесткие обряды направленные на дистанцирование между матерью и сыном. Повышенные требования к мускулинности в этих племенах по отношению к мальчикам.

3) Изучение различных негативных фиксаций в ходе психосексуального развития и связи с культурными переменными. Изучаются 5 типов негативных фиксаций: оральная фиксация, анальная фиксация, сексуальная фиксация, фиксация на агрессии и фиксация на зависимости. Все эти фиксации с т.з. исследователей этнографии дества связаны с практиками воспитания. И если есть определенные правила, регламентирующие взаимоотношения между матерью и ребенком, то будут проявляться в разных чертах человека. Это в том числе проявляется в том, как в этом обществе представляют происхождение болезни и способы лечения этих болезней (если есть оральная фиксация, то формируется оральная тревожность и болезнь рассматривается как результат неправильного питания, пития жидкостей). Требования независимости формируют боязнь зависимости. Это формирует в обществе представления о захвате (похищение души и проч.) Агрессия – похожая система. Фиксация связана с наказаниями за любые проявления агрессивности. В таких обществах агрессия тоже становится точкой фиксации – боязнь проявления агрессии. У меня есть эта агрессия, но я ее выплеснуть не могу. Анальная фиксация возникает, когда ребенка приучают к гигиене, при этом проявляют требовательность. Предпочитаемый способ лечения – разнообразные омовения.

Еще один автор Маргарет Мид. «Именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе». Поставила много вопросов перед наукой. Например: почему в некоторых обществах агрессивность проявляется несколько больше, чем в других.

Изучала племена Мундугумуров и арапешей.

Мундугумуры – агрессивное племя каннибалов. Непосредственно это племя она не изучала

Арапеши – дружелюбное племя.

На ее взгляд очень отличалось отношение к детям в этих племенах. Арапеши детей любили, холили, лелеяли.

Мундугумуры детей сразу после вскармливания отрывали от семьи, не было запрета на инцест.

В 70-е годы появилось другое объяснение Иренаус Эйбл-Эйбесфельд. Оспорил идею Мид. Сказал, что если в обществе детей не любят, то у детей не будет желания эту культуру воспроизводить дальше. В любом обществе залогом сохранения культуры будет любовь к детям. Он считал, что дело в агрессивности в чем-то другом. В каждом обществе есть свои каноны что такое любовь и что такое нелюбовь.

Дело в отношении к агрессии.

Бушмены Африка и племя яномами (Южная америка).

Бушмены, как доброжелательное племя.

Яномами воинственное племя.

Он анализируя практики воспитания детей в племенах говорит, что воспитание по разному ориентировано. Бушмены наказывают детей за агрессию, не такие строгие – прерывание контакта, трудотерапия и проч. Если дети дерутся, то наказывают всех.

У яномами агрессия поощряется. У них есть обычай: матери играют с детьми в возрасте от трех лет такая игра начинается. Мать начинает дразнить ребенка и дразнить его. Ребенок начинает плакать, тянуться к ней. Мать его отталкивает. Мама дает ему палку и говорит, что в таких ситуациях надо себя защитить. Разрешает себя ударить, после этого уже его успокаивает.







Сейчас читают про: