1.Основы планирования и бюджетирования.
Планирование является одной из важнейших функций управления и представляет собой непрерывный процесс, включающий выбор целей и средств ее достижения, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с потребностями рынка.
Под бюджетированием в управленческом учете чаще всего понимают процесс краткосрочного планирования.
Бюджет (или смета) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.
Бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
Следует различать такие понятия как план, смета, бюджет. План, понятие более широкое, включающее определение цели и средств ее достижения. Планирование – это процесс непрерывный. Бюджет в отличие от плана всегда имеет временные или ресурсные рамки. Смета отличается от бюджета тем, что всегда составляется по какому-либо объекту.
|
|
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета, от размера организации, степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации, также зависит от квалификации и опыта разработчика.
Бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует строго соблюдать. Бюджет должен представлять информацию доступно и ясно, так чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затемняет значение и точность данных. Недостаток информации может привести к непониманию основных ограничений. Бюджет может не содержать одновременно данные и о расходах и о доходах. Нет необходимости, чтобы они были сбалансированы.
Бюджет может быть подготовлен целиком в неденежном выражении (машино-часы, единицы продукции). Бюджет разрабатывается как для организации в целом, так и для подразделений.
Рассмотрим функции бюджета:
1. планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
2. координирование различных видов деятельности организации и подразделений;
3. согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
4. стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности;
5. контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
6. бюджет – основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителями.
Существуют следующие этапы разработки бюджетов;
1. сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджета;
2. разработка первого варианта бюджета;
3. координация и анализ первого варианта бюджета, внесение коррективов;
4. утверждение бюджета руководством предприятия;
5. последующий анализ и корректировка бюджета в соответствии с изменившимися условиями.