Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью:
– распределяет задания по сбору оперативного материала;
– отбирает готовые сюжеты;
– сокращает или дополняет их;
– меняет акценты в содержании;
– компонует материалы в программе;
– определяет тип верстки:
- ритмический, образованный чередованием по-разному оформленных фрагментов (голос, изображение, шумы, музыка),
- смысловой, основанный на содержательном факторе,
- жанровый, учитывающий разнообразие жанров (видеосюжеты, хроника, репортаж, интервью, зарисовка) в рамках отдельного выпуска;
– назначает время выхода в эфир;
– определяет объем передачи;
– определяет место ее в программе.
«Редактор должен следить за тем, чтобы в эфир попала проверенная информация, акценты в которой расставлены не поспешно, чтобы редакции не пришлось менять свои оценки в течение одного дня» [6, с. 123].
При оценке важности того или иного сообщения редактору приходится учитывать множество характеристик. Степень важности и новизны может:
– соотноситься с социально-демографическими характеристиками (важно для мужчин), а также определяться но протокольному признаку — степени значимости события;
– носить локальный характер: для всего мира, для страны, для отдельного региона;
– быть специфичной для женщин, детей, пенсионеров, молодежи;
– основываться на ценностной шкале (пример для подражания), на типичности или уникальности, полезности иливреде;
– диктоваться тематическим фактором, тактическим и стратегическим.
«Редактор должен угадывать и выделять те факты и явления, в которых проявляются общественно важные проблемы икоторые формируют общественно значимые идеи и мнения. Оценки редактора при фильтрации фактов требует и момент новизны»
Редактор обязан знать:
– основные композиционные узлы программы;
– острые полемические места сценария;
– драматические компоненты всей программы, а также многое другое, что обусловливает создание передачи и ее последующее восприятие зрителями.
Редактор может:
– организовать необходимый телефонный звонок в прямом эфире;
– предложить по ходу передачи поворотный вопрос или выразительную реплику в студийной аудитории;
– подготовить приглашенного в студию человека к раскрытию темы, к сообщению необходимой информации, к острому композиционно необходимому вопросу из публики [6, с. 117|.