Светлана Адоньева (Санкт-Петербург, Россия)

Миф, фольклор и опыт Лекция

Испытывая что-то − ощущая, воспринимая, переживая, мы ищем слова или иные формы выражения, чтобы это назвать. Существует потребность преобразовать переживание в опыт. Для этого мы ищем текст, подходящий нашему состоянию: его читаем, запоминаем или поем. Используя чужой − литературный или изобразительный, общий (фольклорный), или создавая собственный текст, мы создаем свое «я». Повторяя его, мы укрепляемся в собственном образе. Антрополог Клиффорд Гирц, сопоставляя петушиные бои на острове Бали с современным культурным времяпрепровождением — чтением, прослушиванием концертов или просмотром спектаклей, — писал: «Поставленная, неоднократно сыгранная, но так и не оконченная постановка, петушиный бой, дает возможность балийцу увидеть — как нам это позволяет чтение и перечитывание “Макбета” — мир его собственной субъективности…. Формы искусства создают и воссоздают ту самую субъективность, которую они призваны только изображать. Квартеты, натюрморты и петушиные бои — не просто отражения некоего существовавшего ранее образа чувствования, они — активная действующая сила в создании и поддержании такого образа чувствования» (Гирц К. Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев // Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 510–511).

Об общих художественных формах, обеспечивающих доступ к индивидуальному опыту, о заданных «формах чувствительности» мы будем говорить на материале традиционного русского фольклора.

Светлана Адоньева, фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор филологического факультета СПбГУ, ведущий научный сотрудник Российского Института истории искусств, директор АНО "Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры". В течение 25 лет проводит гуманитарные полевые исследования на Русском Севере, автор книг "Прагматика фольклора" (2004), "Дух народа и другие духи" (2009), "Символический порядок" (2011), в соавторстве с Лорой Олсен "The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Trasgression, Compromise"(2012)


Анна Родина (Москва, Санкт-Петербург, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: