ТЕМА 2. Налоговая система Республики Казахстан: этапы становления, характеристика современного состояния

Цель лекции: изучить исторические аспекты и основы построения налоговой системы РК

Основные вопросы:

1. Понятие налоговой системы.

2. Классификация налогов.

3. Этапы становления и реформирования налоговой системы Республики Казахстан.

4. Характеристика развития налоговой системы Казахстана на современном этапе.

1. Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот.

Более ста лет известно это разграничение налогов на две подсистемы.

1. Прямые налоги — те, которые непосредственно связаны с резуль­татом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей.

2. Косвенные налоги — те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.

В зависимости от органа взимающего налоги и распоряжающегося ими, различают центральные (общегосударственные) и местные налоги. Центральные налоги поступают в распоряжение Республиканского бюджета, а местные налоги – в распоряжение местных органов власти.

По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при поступлении обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение.

По экономическому признаку различаются налоги на доходы и налоги на потребление. Налоги на доходы взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения. Налоги на потребление – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

2. Основы функционирования национальной системы налогообложе­ния следует рассматривать в зависимости от состояния экономического оазиса и общественно-политической надстройки в переходный к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения.

В современных условиях сформированы важнейшие принципы, которым должны отвечать налоговые системы в зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости производительных сил и производственных отношений. Эти принципы подтверждены практикой и безусловно должны учитываться нашей экономикой. Они показывают возможность построения налоговой системы различной по структуре, набору налогов, способов их взимания, ставкам, налоговой базе, налоговым льготам и другим важнейшим элементам.

Несмотря на необходимость учета специфики каждой страны любая налоговая система должна отвечать конкретным принципам.

Это, прежде всего принцип равенства и справедливости, который означает то, что тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми налогоплательщиками в равной мере, к5аждый должен вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.

Другим важным принципом налоговой системы является эффективность налогообложения. Налоговая система должна содействовать стабильности экономики страны. Это выражается в том, что налоговая система должна стимулировать рост эффективности производства, ускорение научно – технического прогресса, внедрение перспективных технологий и т.п.

3. Налоговая система Республики Казахстан получила свое развитие с получением независимости нашего государства в 1991 году. Первоначальный план построения налоговой системы республики основывается на системе налогообложения России, США и Германии.

Первый этап 1991-1994гг. Создание национальной налоговой системы, путем принятия Закона «О налоговой систе6ме РК» 24 де­кабря 1991 г., скопированный с законодательства налоговой системы РФ. В результате слепого копирова­ния чужого опыта в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.

Второй этап 1995-1998гг. Принятие нового налогового за­конодательства — Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О налогах и других обязательных пла­тежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.

Вышеуказанный законодательный акт был введен в действие с 1 июля 1995 г. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Гуверовского института, Стэндфордского университета, Гарвардского университета США и др.

Третий этап 1999-2001гг. Период с 1999 г. по 2001 г. связан с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей, как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт. Меняющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.

Возникла необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета, которое выразилось в принятии с 1 января 2002 г. нового Налогового кодекса.

Который включал 9 налогов, 14 сборов, 10 плат, государственную пошлину и таможенные платежи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: