Философско-правовые идеи мыслителей эпохи возрождения

Философско-правовая мысль эпохи Возрождения (конец XIV – нач. XVII вв.) рассматривает человека как природно-общественное, а не божественное создание. Все поступки человека рассматриваются сквозь призму человеческих мотивов, свободной воли и естественного права. В эпоху возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты – Л. Вала, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Боден, Э. Роттердамский и др.

В целом вклад Макиавелли в развитие философско-правовой теории состоит в том, что он:

· отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом;

· заложил основы философско-правовой науки;

· продемонстрировал связь политики и форм государства с социальной борьбой, ввел в политическую науку термины «государство», «республика» в современном значении;

· создал предпосылки для построения модели государства, основанном на материальном интересе человека.

Гуго Гроций одним из первых разработал концепцию общественного договора, он считал, что государство возникает из «общежительной природы человека» для «обеспечения общественного спокойствия».

В основании права он положил справедливость, понимаемую как веление разума человека поступать в соответствии с совестью, общественным мнением и благоволением Бога. Даже войну следует вести по «справедливым правилам», ибо и насилие, по его мнению, в определенных условиях может быть справедливым. Это означает, в частности, не убивать воюющих по принуждению, всегда щадить детей, женщин, стариков, пленных, заложников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: