Основания, цели и формы участия в гражданском процессе государственных органов, юридических лиц и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц

1. По общему правилу юридически заинтересованные в исходе дела лица сами обращаются в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса.

Закон (гл. XI ГПК) предусматривает случаи, когда государственные органы, юридические лица и граждане могут от своего имени обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц. Например, в соответствии со ст. 373 ГПК дело о признании гражданина ограниченно дееспособным может быть возбуждено в суде по заявлению членов его семьи, прокурора, органа опеки и попечительства, а также общественных объединений, уставом или положением которых представлено такое право.

Характерным для государственных органов, юридических лиц и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц, является отсутствие материально-правового интереса в исходе дела.

2. ОСНОВАНИЕМ участия в гражданском процессе государственных органов, юридических лиц и граждан является социальная направленность и значимость тех прав и интересов, в защиту которых они выступают в суде (в частности, охрана интересов ребенка, защита прав потребителя и т.п.).

Кроме того, основанием участия в гражданском процессе государственных органов и юридических лиц служит их процессуальная заинтересованность в исходе дела, которая вытекает из обязанностей, возложенных на них законом или иным нормативным актом.

!!!!!......Непривлечение государственных органов в процесс в тех случаях, когда они должны были участвовать в судебном заседании, является основанием к отмене судебного решения по делу.

Государственные органы могут участвовать и в делах неискового производства. Например, по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в которых затрагиваются имущественные интересы государства, в процесс должны привлекаться представители финансовых органов.

3. Закон предусматривает две формы защиты прав других лиц в гражданском процессе:

а) возбуждение дела в суде;

б) дача заключения по делу.

Основная ЦЕЛЬ участия в гражданском процессе государственных органов, юридических лиц и граждан — охрана прав и законных интересов других лиц.

Обращение государственных органов, юридических лиц и граждан в суд с заявлением о ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА В ЗАЩИТУ ПРАВ ДРУГИХ ЛИЦ — одна из форм их участия в гражданском процессе.

Указанные субъекты процесса вправе возбудить в суде дело в защиту прав других лиц только в предусмотренных законом случаях. В ст. 85 ГПК указано, что государственные органы и юридические лица могут от собственного имени обращаться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц по делам: об отмене усыновления; о лишении родительских прав; о взыскании алиментов; о защите иных интересов несовершеннолетних, а также интересов недееспособных и др.

Профессиональные союзы могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав своих членов по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений, а также в случаях, предусмотренных ст. 85 ГПК (об отмене усыновления, о лишении родительских прав и др.).

Граждане могут обращаться в суд с заявлениями в защиту интересов несовершеннолетних и недееспособных, а также в иных случаях.

Заявление о возбуждении дела в защиту прав других лиц подается в суд по просьбе либо с согласия этих лиц (ч. I ст. 88 ГПК). Отсутствие согласия влечет за собой отказ в возбуждении дел.

!!!!!! Вместе с тем иски в защиту несовершеннолетних и недееспособных граждан подаются в суд независимо от их просьбы или согласия (ч. II ст. 88 ГПК).

Государственные органы, юридические лица и граждане при подаче в суд заявления о возбуждении дела в защиту прав других лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины (ст. 128 ГПК).

Возбуждая в суде дела в защиту прав других лиц, государственные органы, юридические лица и граждане не занимают в процессе положение истца (заявителя в делах неискового производства).

Процессуальные права государственных органов, юридических лиц и граждан, защищающих чужие интересы, предусмотрены ст. 89 ГПК. Они должны поддерживать и обосновывать фактическими данными (доказательствами) требования, с которыми они обратились в суд.

Для государственных органов (кроме обращения в суд с заявлением о возбуждении дела в защиту прав других лиц) ГПК предусмотрена и вторая ФОРМА их участия в гражданском процессе — ВСТУПЛЕНИЕ В ПРОЦЕСС ДЛЯ ДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ДЕЛУ.

В соответствии со ст. 90 ГПК государственные органы в предусмотренных законом случаях могут быть привлечены судом к участию в процессе либо вступить в процесс по своей инициативе или инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц для дачи заключения по делу.

Если государственный орган привлекается судом в процесс для дачи заключения по делу, то его участие в рассмотрении данного дела является не только правом, но и обязанностью.

Вопрос об участии государственного органа в процессе разрешается судом, как правило, в стадии подготовки дела к судебному разбирательству (судом выносится соответствующее определение). К моменту рассмотрения дела по существу государственный орган должен представить суду свое заключение.

Заключение государственного органа представляется в суд в письменном виде. Оно оглашается в судебном заседании, после чего суд и юридически заинтересованные в исходе дела лица могут задавать представителю этого органа вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения (ст. 230 ГПК).

Заключение государственного органа не является обязательным для суда, который может вынести решение по делу вопреки выводам, содержащимся в заключении. Однако свое несогласие с заключением государственного органа суд должен мотивировать.

В судебной практике непривлечение государственного органа к участию в деле для дачи заключения в случаях, предусмотренных законом, рассматривается как основание к отмене решения суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: