Процессуальные права и права-гарантии

Права-гарантии обеспечиваются государством и с правовой и с организационной точки зрения в качестве средства защиты личных, политических, социально-экономических и коллективных прав. Права гарантии принадлежат любому человеку, независимо от его гражданства

· Право на судебную (ст. 46 Конституции РФ) и иную государственную защиту прав и свобод (ст. 45 и 52 Конституции РФ)

· Право на законного судью (ст. 47 Конституции РФ)

· Право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ)

· Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ)

· Право на однократную ответственность, законные доказательства вины и пересмотр приговора (ст. 50 Конституции РФ)

· Свидетельский иммунитет (ст. 51 Конституции РФ)

· Запрет обратной силы закона (ст. 54 Конституции РФ)

· Право на возмещение ущерба от незаконных действий органов государственной власти и должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ)

Правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности – то есть закрепленные в Конституции Российской Федерации вид и мера должного поведения, неисполнение или ненадлежащее исполнение которого влечет юридическую ответственность.

Закрепляя широкий набор прав и свобод человека государство берет на себя обязанность по их реализации. В свою очередь человек обладает не только правами, но и целым набором обязанностей. Обязанности, так же как и права можно разделить на обязанности человека и обязанности гражданина. Подавляющее большинство обязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству.

· Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы РФ

· Обязанность защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59)

· Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)

· Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)

· Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44)

· Обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ст. 38)

· Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38)

Одним из главных требований государства и основной обязанностью каждого, находящегося на территории Российской Федерации является обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Это одно из основных требований правового государства. Оно заключается в необходимости выполнять веления Конституции и законов и не препятствовать их выполнению, а также не нарушать содержащихся в них запретов и не способствовать их нарушению.

Все законно находящиеся на территории Российской Федерации обязаны платить законно установленные налоги и сборы. Предоставляя широкий набор экономических и социальных прав государство требует выполнения данной обязанности, иначе невозможно будет выполнение государством его основных функций. Выполнение публичных функций государства с материальной стороны обеспечивается обязанностью каждого гражданина предоставлять средства на эти цели. Налог для каждого гражданина носит безвозмездный характер, т.е. за все платимые налоги гражданин пользуется всей совокупностью благ, обеспечиваемых государством. Исходя из природы налоговых платежей, государство (конституционная норма ст.57 не требует введения налогов только законом, но должна соблюдаться законодательно установленная процедура, хотя из принципов защиты собственности налог как ограничение прав собственника должен вводиться законом) должно взимать столько, сколько необходимо для выполнения своих публичных функций.

Конституционно закреплена обязанность заботится о детях и нетрудоспособных родителях, обеспечивать получение детьми основного общего образование. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию. Обязанность по обеспечению условий для получения детьми образования является корреспондирующей праву на получение бесплатного общего образования. Родители или лица их заменяющие должны создавать все условия для того, чтобы дети моли получит образование. Совершеннолетние дети в свою очередь должны заботиться о своих престарелых нетрудоспособных родителях. Данные нормы конкретизируются в положениях семейного законодательства.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта конституционная обязанность вытекает из прав других лиц, да и самого человека, на благоприятную окружающую среду. Эти права обеспечиваются государством путем упоминавшихся выше ограничений хозяйственной деятельности.

Граждане обязаны принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения[38].

Каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Эта норма предусматривает возможность установления гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства о культуре, за умышленное, разрушение или порчу памятников истории и культуры взятых под охрану государства.

Обязанность защищать Отечество и нести военную службу предусмотрена только для граждан Российской Федерации. В случае угрозы целостности и неприкосновенности территории России, угрозы безопасности страны устанавливается обязанность всех граждан принять участи в ее защите. В целях обороны создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Адресована данная обязанность определенным законом категориям граждан: призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, а также граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, если эти граждане не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва или не подлежат призыву.

Данную обязанность сложно рассматривать с точки зрения индивидуального статуса, прав и свобод гражданина. С индивидуальной точки зрения военная служба, которую можно заменить гражданской (уже никак не связанной с долгом по защите Отечества), представляет, таким образом, определенную обязанность личности перед государством (фактически – перед обществом). Эта обязанность состоит в трудовой повинности, реализуемой в натуральной форме. Нельзя в свете этого не вспомнить, что в декрете СНК РСФСР 1919 г. была предусмотрена возможность замены в судебном порядке военной службы на «иную общеполезную работу», что в контексте всеобщей трудовой повинности было весьма логично и обосновано. Принудительным трудом, правда, такую обязанность традиционно в практике Европейского суда по правам человека не считают.

Конституционная формулировка, подчеркивающая не только правовой, но и этический характер обязанности, заставляет оценивать военную и альтернативную гражданскую службу не как простую субъективную правовую обязанность, а как особый социальный институт. Из самой обязанности защищать Отечество не вытекает ни всеобщая воинская повинность (может реализована методом жребия), ни определенный возраст. Тот механизм, который используется для реализации этой обязанности, если оценивать его с антропологической точки зрения, исторически связанный с защитой коллектива, постепенно приобрел характер формы социализации.

Порядок реализации «права» на замену военной службы гражданской реализуется в настоящее время на основании специального федерального закона, который устанавливает порядок доказывания убеждений и вероисповедания, а также механизм и сроки прохождения альтернативной гражданской службы.

Необходимо отметить, что, предоставляя широкий набор прав, государство обеспечивает их реализацию посредством установления системы гарантий. Под гарантиями понимают систему факторов, направленных на реализацию конституционных прав и свобод. Можно выделить следующие виды гарантий: установление ответственности за нарушение прав и свобод; совокупность установ­ленных конституцией прав, служащих средством защиты иных конституционных прав и свобод челове­ка; установленные конституцией правозащитные институты вместе с основ­ными принципами их деятельности; осо­бые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека.

Первая группа гарантий предполагает закрепление государством различных санкций за нарушение прав и свобод граждан.

Ко второй группе гарантий можно отнести рассмотренные нами ранее процессуальные права и права-гарантии (право на судебную защиту, право на рассмотрение дела с участием суда присяжных, право считаться невинов­ным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности), право на возмещения государствам вреда, причиненного незаконными дейст­виями (или бездействием) органов государственной власти вла­сти или их должностных лиц, право обра­щаться в межгосударственные. органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты и др.)

Конституция Российской Федерации предусматривает создание системы специальных органов, обязанностью которых является защиты прав человека. Это – суды, прокуратура, Уполномоченный по правам человека и другие органы.

Четвертая группа гарантий составляют пра­вила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав исво­бод человека. Права и сво­боды человека и гражданина могут быть огра­ничены законом только в той мере, в ка­кой это необходимо для защиты конститу­ционного строя, прав и законных интере­сов др. лиц, обеспечения обороны и безо­пасности государства. Кроме того, Конституция Российской Федерации указывает, какие из закрепленных в них прав и свобод челове­ка могут быть ограничены или приостанов­лены в период действия различного рода режимов чрезвычайного положения, а ка­кие не подлежат ограничению ни в каких случаях. При этом следует иметь в виду, что ограничения прав и свобод зачастую носят необходимый характер. Весьма емко и в то же время образно необходимость ограничения прав и свобод выразил Фридрих Фон Хайек следующим образом. «Основной принцип нормальной жизни свободного общества, состоящий в том, что правительство вправе прибегать к принуждению единственно для обеспечения выполнения универсальных правил справедливого поведения, может временно утратить целесообразность – а с нею и силу – тогда, когда возникает угроза самому долгосрочному существованию такого общества. Хотя обычно индивиды должны иметь свободу преследовать свои собственные цели, ибо это и есть лучший способ обеспечить максимум общественной пользы, случаются обстоятельства, когда сохранение порядка должно стать наивысшей общей целью. В таких обстоятельствах естественный порядок, стихийно установившийся на местном и национальном уровне, должен быть заменен обладающей правом принуждения организацией. Когда угрожает внешний враг, происходит вспышка противозаконного насилия или стихийное бедствие, необходимо порою принятие быстрых и решительных мер, притом в подобных случаях кому-то должна быть предоставлена власть, которой в обычных условиях не обладает никто. Как живое существо, спасающееся от смертельной опасности, во избежание немедленной гибели общество бывает вынуждено временно подавить некоторые из своих функций, от которых в нормальных условиях зависит его выживание»[39].

Всеобщей декларацией прав человека закреплено, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (п. 2 ст. 29). Отсюда следует принципиальное требование, что какие-либо ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены законодательством конкретного государства и соответствуют нормам международного права. В соответствии с этим в ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации указывается, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», что в свою очередь означает, что законы должны быть правовыми и только верховенство таких законов и их соблюдение создают соответствующий требованиям правового государства режим законности[40].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: