Введение в языкознание

Методические указания для студентов 1 курса

Сост. З.Г.Прошина

Владивосток

2015
2 семестр

лекционные занятия 18 час.

практические занятия 18 час.

экзамен 2 семестр

самостоятельная работа 45 час.

всего 108 час.

Цель курса: теоретическая подготовка студентов к изучению языков, расширение их лингвистического кругозора.

Задачи курса:

1. заложить основы теоретических знаний о языке как реальном объекте;

2. познакомить с метаязыком лингвистики;

3. познакомить с основными научными концепциями о природе языка, его структуре и системе, его роли и связи с мышлением, культурой, обществом;

4. способствовать сознательному практическому овладению иностранными языками;

5. развить навыки лингвистического мышления;

6. заложить основу для проведения самостоятельного научного исследования, написания курсовых работ

По завершению обучения по дисциплине студент должен:

§ иметь представление о языке как системно-структурном образовании, как особом общественном явлении, как о знаковом явлении;

§ знать основные лингвистические термины;

§ знать основные классификации языков, уметь определять тип и класс изучаемого языка, его родственные связи с другими языками;

§ иметь представление о происхождении языка, его исторической изменчивости и перспективах развития;

§ уметь анализировать языковые явления с использованием полученных теоретических знаний.

Требования для успешной оценки:

  Критерий Макс. кол-во баллов за 1 занятие Макс. общее кол-во баллов за семестр
Посещение семинаров    
Активная работа на семинаре (выступление по вопросу, развёрнутое дополнение к ответу, знание терминов)*    
Выполнение тестов (домашних и классных)**    
Итоговая письменная работа    
Экзамен    
Итого: "отлично" (86-100%) "хорошо" (76-85%) "удовл." (61-75%) “неудовл.” – менее 61%    

* Если вам не удастся по объективным причинам выступить на семинарском занятии, дополнительные 5 баллов можно получить за устный ответ на консультации, но не позднее, чем через 2 недели после пройденной темы.

** Проверка выполнения домашних тестов осуществляется на каждом семинарском занятии в форме выборочных заданий из домашних тестов.

Основная литература

1. Введение в языкознание: Хрестоматия: Учебн. пособие. / Сост. А. В. Блинов, И. И. Богатырева, В.П. Мурат, Г.И.Рапова. – м.: Аспект-Пресс, 2001. – 342 с.

2. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Рек. УМО РФ в качестве учебного пособия. – М.: Высшая школа, 2002. – 288 с.

3. Лингвистический энциклопедический словарь. / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990 и др. – 685 с.

4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1975. – 328 с.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Рек. МО РФ в качестве учебника – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 536 с.

Дополнительная литература

1. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language. – 2d ed. – Cambridge: CUP, 1997. – 489 p.

2. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. – Cambridge, New York, Melbourne: CUP, 1995. - 489 p.

3. Lebedko M. Culture Bumps: Overcoming Misunderstandings in Cross-Cultural Communication. – Vladivostok: Far Eastern University Press? 1999. - 195 p.

4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – м.: Сов. Энциклопедия, 1966. – 607 с.

5. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. – Минск: ТетраСистемс, 2003

6. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание: Сб. задач. Доп. МВиССО СССР в качестве учебного пособия. – М.: Высшая школа, 1987. – 176 с.

7. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание: уч. пос. Рек. УМО по пед. образ. – М.: Флинта, Наука, 2001.

8. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1979

9. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004. – 272 с.

10. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: Учеб. пособие. Рек. УМО вузов РФ. – М.: Флинта, Наука, 2001. – 312 с.

11. Назарян А.Г. Французско-русский учебный словарь лингвистической терминологии. – М.: Высшая школа, 1989. – 447 с.

12. Прошина З.Г. Английский язык и культура народов Восточной Азии. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. – 476 с.

13. Розенталь Д., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1976 и др. – 543 с.

14. Русский язык: Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Большая Российская энциклопедия, Дрофа, 1997. – 703 с.

15. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 142 с.

16. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. – М.: Академия, 2005. – 400 с.

17. Ягелло М. Алиса в стране языка: тем, кто хочет понять лингвистику. Пер. с франц. – М.: УРСС, 2003. – 192 с.

Календарный план-график

Неделя Тема Тип занятия Тест
1 Язык как предмет языкознания Лекция 1  
2 Происхождение и развитие языка. Язык как динамическое явление. Сем.№ 1 Тест 1
3 Разнообразие языков. Лекция 2  
4 Классификация языков. Сем. № 2 Тест 2
5 Социальная сущность языка. Лекция 3  
6 Язык как особое общественное явление. Язык, мышление, культура. Язык и речь. Сем. № 3 Тест 3
7 Язык как системно-структурное образование. Лекция 4  
8 Основные языковые уровни и единицы системы языка. Фонетика и фонология. Сем. № 4 Тест 4
9 Грамматика как система. Лекция 5  
10 Грамматический строй языка. Сем. № 5 Тест 5
11 Морфемика. Лексическая система языка. Лекция 6  
12 Морфемика. Слово как номинативная единица языка. Сем. № 6 Тест 6
13 Лексический строй языка. Фразеология. Лекция 7  
14 Системные отношения в лексическом строе языка. Фразеология. Сем. № 7 Тест 7
15 Язык как знаковая система Лекция 8  
16 Язык как знаковая система. Сем. № 8 Тест 8
17 Теория и история письма. Лекция 9  
18 Теория и история письма Сем. № 9 Тест 9

Планы семинарских занятий

Cеминар № 1. Тема: Происхождение и развитие языка.

1. Основные разделы языкознания.

2. Теории происхождения языка:

а) Логосические теории происхождения языка (создатель – Бог или человек).

б) Теории биологической обусловленности языка (Теория звукоподражания. Теория междометий. Эволюционная теория В. фон Гумбольдта об обусловленности внутренней потребностью человечества (язык – средство общения и выражения народного духа).

в) Теории социальной обусловленности возникновения языка (Теория развития языка из жестов. Теория социального договора. Теория сигнальных средств. Трудовая теория, или Теория «трудовых выкриков». Социальная теория Ф. Энгельса.)

3. Закономерности исторического развития языка (социальная обусловленность языка; внешние факторы, влияющие на развитие языка; внутренние законы развития языка).

4. Синхрония и диахрония. Статика и динамика.

5. Связь языкознания с другими науками (обществознанием, естествознанием, историей, математикой).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Рек. УМО РФ в качестве учебного пособия. – М.: Высшая школа, 2002. - Главs 3, 4.

2. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Рек. МО РФ в качестве учебника – М.: Аспект-Пресс, 2001. - Гл. 1 § 2, 5, 6; гл. 7

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1975. - Гл. 5

4. Введение в языкознание: Хрестоматия: Учебн. пособие. / Сост. А.В.Блинов, И.И.Богатырева, В.П.Мурат, Г.И.Рапова. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – с.60-63 (Бодуэн де Куртенэ), 290-296,300-308 (Мейе)

Дополнительная

§ Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Изд-во полит. лит., 1984. – Глава 5.

§ Гируцкий А.А. Введение в языкознание. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – Гл.2, 10

§ Журавлев В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. – М.: Наука, 1982.

§ Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – Гл.3, 4, 5

§ Кубрякова Е.С. О понятиях синхронии и диахронии. – ВЯ, 1968. - №3.

§ Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990 и др. – Внутренние законы развития языка. Глоттогенез. Диахрония. Законы развития языка. Национальный язык. Праязык. Происхождение языка. Синхрония.

§ Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.3.

§ Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. – М.: Академия, 2005. – Введение.

§ Энгельс Ф. Диалектика природы. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Соч. К.Маркс, Ф.Энегльс. 2-е изд., т. 20.

§ Энциклопедия «Русский язык». – М.: Большая Российская Энциклопедия, Дрофа, 1997.

§ Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – М., 1984.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: