Существуют различные теории руководства. Из теорий руководства возникают различные его стили.
Под стилем руководства следует понимать характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления людьми.
Существует три основные теории руководства:
1. Подход с позиций личных качеств (личностная теория, теория великих людей).
2. Поведенческий подход. Эффективность руководства определяется не качествами личности менеджера, а его поведением с подчиненными.
3. Ситуационный подход. При объяснении феномена эффективного управления следует обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на ситуацию в целом.
Согласно теории подхода с позиций личных качеств, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для руководителей личных качеств (Мескон, Альберт, Хедоури, 2005). Некоторые из этих качеств:
· уровень интеллекта и знаний
· впечатляющая внешность
· честность
· здравый смысл
· инициативность
· социальное или экономическое образование
|
|
· высокая степень уверенности в себе
Владение этими качествами означает, что перед нами – руководитель.
При использовании поведенческого подхода эффективность руководства определяется не качествами личности менеджера, а его поведением с подчиненными. Существует несколько теорий или моделей в рамках поведенческого подхода.
1. Автократичное и демократичное руководство. Стили:
Авторитарный стиль. Для руководителя, который придерживается данного стиля, характерны следующие черты поведения и отношения к подчиненным:
· Важен только результат
· Мотивация подчиненных основана на беспрекословном подчинении
· Подчиненные не привлекаются к управлению
· Жесткая требовательность
Демократический стиль:
· Важны и результаты, и способы достижения
· Мотивация основана на удовлетворении как материальных, так и нематериальных потребностей
· Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению
· Требовательность в сочетании с доверием
Либеральный (клубный, попустительский) стиль:
· Результаты не важны
· Мотивация практически отсутствует
· Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении
· Низкая требовательность
2. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке (Рэнсис Лайкерт, Мичиганский университет). Стили:
Руководитель, сосредоточенный на работе (ориентированный на задачу). Думает только о задаче и производительности труда и практически не думает о людях.
Руководитель, ориентированный на человека. Повышение производительности труда должно достигаться путем совершенствования человеческих отношений.
|
|
В рамках поведенческой теории разработана так называемая управленческая решетка или координатная сетка управления. Ее разработали Р.Блэйк, Дж.Моутон из Техасского университета. Она основана на двух координатах: степень учета интересов людей (внимание к людям) и степень учета интересов производства (внимание к производству). Каждая координата шкалирована девятью баллами (рис. 4.3).
Внимание к производству |
В н им ан н е к л ю д ям л |
Управление загородным клубом |
1;9 |
Управление «власть-полномочия» |
9;1 |
Обедненное управление |
1;1 |
Организаци-онное управление |
5;5 |
Управление командой |
9;9 |
Рис.4.3. Координатная сетка руководства Блэйка – Моутон
Обедненное управление (1,1) – минимальные усилия по выполнению рабочих заданий, направленные на сохранение принадлежности к организации
Управление загородным клубом (1;9) –повышенное внимание к потребностям сотрудников, направленное на установление хороших взаимоотношений, дружественной атмосферы и ускорения сроков
Управление командой (9;9) – исполнение рабочих заданий достигается за счет высокого вовлечения сотрудников: взаимозависимость за счет общей работы в интересах организации ведет к взаимоотношениям доверия и уважения
Организационное управление (5;5) – нормальная работа организации обеспечивается равновесием между необходимостью выполнения рабочих заданий и поддержанием здорового морального духа коллектива
Управление «власть-полномочия» (9;1) – эффективность результатов достигается за счет создания таких условий труда, когда роль человеческого фактора минимальна
Ситуационный подход заключается в том, что при объяснении феномена эффективного управления следует обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на ситуацию в целом. В рамках ситуационного подхода разработаны четыре модели лидерства.
1. Ситуационная модель руководства Фреда Фидлера. Эта теория объединяет стили руководства и организационные ситуации. В конкретную ситуацию надо помещать руководителя, индивидуальный стиль которого соответствует характеру ситуации. Производится диагностика как стиля руководства, так и организационной ситуации. Основные стили руководства по этой теории: руководитель, ориентированный на задачу; руководитель, ориентированный на взаимоотношения. Ситуация характеризуется взаимоотношениями между руководителем и подчиненными (хорошие-плохие), структурой задачи (структурирована – не структурирована), должностной властью руководителя (большая - ограниченная).
Из матрицы можно определить варианты ситуаций:
1. Взаимоотношения хорошие - задача структурированная - должностная власть большая
2. Взаимоотношения хорошие - задача структурированная - должностная власть ограниченная
3. Взаимоотношения хорошие - задача не структурированная - должностная власть большая
4. Взаимоотношения хорошие - задача не структурированная - должностная власть ограниченная
5. Взаимоотношения плохие - задача структурированная - должностная власть большая
6. Взаимоотношения плохие - задача структурированная - должностная власть ограниченная
7. Взаимоотношения плохие - задача не структурированная - должностная власть большая
8. Взаимоотношения плохие - задача не структурированная - должностная власть ограниченная
|
|
Варианты 1-2 характеризуют ситуацию как очень благоприятную, варианты 3-6 как среднюю и варианты 7-8 как очень неблагоприятную.
В очень благоприятной и очень неблагоприятной ситуации наиболее эффективным будет руководитель, ориентированный на задачу. В средней ситуации наиболее эффективен руководитель, ориентированный на взаимоотношения.
2. Подход Теренса Митчелла и Роберта Хауса «путь-цель». Согласно этой теории существуют четыре стиля руководства: стиль поддержки, инструментальный стиль, стиль, поощряющий участие (партисипативный) и стиль, ориентированный на достижение. В табл. 4.2 приводятся характеристики перечисленных стилей.
Ситуационными факторам в этом подходе являются:
· Личные качества подчиненных.
· Требования и воздействия со стороны внешней среды.
3. Теория жизненного цикла Поля Херси и Кена Бланшара. Согласно этой теории, самые эффективные стили руководства связаны с достигнутым подчиненными уровнем «зрелости». Зрелость – способность нести ответственность, желание достичь поставленной цели, образование и опыт в решении задачи (табл.4.3).
Таблица 4.2