Особенности реализации норм профессиональной этики прокурора

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

Законодатель наделил работников прокуратуры широкими и ответственными полномочиями. Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пересечению указанных нарушений, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Рассматривая особенности трудовых отношений прокурорских работников, следует четко разграничивать, кто относится к прокурорским работникам. Термины «работник прокуратуры» и «прокурорский работник» неоднозначны.

Работники прокуратуры – это все работники, состоящие в трудовых отношениях с соответствующим органом прокуратуры, предусмотренные в штатном расписании прокуратуры, в том числе и прокурорские работники. К работникам прокуратуры (кроме прокурорских работников) относят: секретарей, заведующих канцелярией, инспекторов прокуратуры, технических работников и т.д. Это обычные работники, с которыми заключается трудовой договор или контракт, и на них полностью распространяется трудовое законодательство.

Прокурорские работники – это прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года «прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации». Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст. 129, п. 2). Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ (ст. 129, п. 3, 4). Подробности (полномочия, организация и порядок) деятельности системы прокурорских органов закреплены в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) с изменениями и дополнениями.

В соответствии со статьей 1 пункта 2 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

– надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– надзор за исполнением законов судебными приставами;

– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

– координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Эффективная реализация указанных выше полномочий и функций предъявляет повышенные требования к работникам прокуратуры. Подтверждением сказанному является статья 40.1 раздела V Закона о прокуратуре Российской Федерации. В ней указано следующее: «Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности».

Для профессии прокурора и следователя характерно наличие множества экстремальных ситуаций, которые, безусловно, требуют постоянного эмоционального напряжения. Кроме того, в жизни и прокурор, и следователь не застрахованы и от психологических стрессов и моральных затрат, так как при расследовании преступлений они ежедневно сталкиваются с человеческими пороками, проявлениями аморальности, равнодушия, цинизма, антиобщественным поведением, которые, конечно же, не могут их оставить равнодушными. Только обладая положительными морально-нравственными характеристиками, например, такими как честность, толерантность, скромность, порядочность, неподкупность и др., они способны противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил.

При поступлении на работу в органы прокуратуры граждане принимают присягу, текст которой закреплен в статье 40.4 Закона о прокуратуре. Законодатель делает особый акцент в тексте присяги на необходимость морально-нравственных правил и принципов, в частности:

– свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

– непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

– активно защищать интересы личности, общества и государства;

– чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

– строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

– постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Профессия прокурора и следователя связана также с психологическими затратами. Следовательно, важнейшей характеристикой у прокурорских работников выступает психологическая устойчивость, так как профессиональное общение, как у прокурора, так и у следователя, достаточно часто протекает при активном отрицательном воздействии со стороны подозреваемых, обвиняемых, осужденных и других лиц.

Большим помощником в разрешении сложных психологических ситуаций и конфликтов (которые могут возникнуть на местах) выступает юридическая психология, которая изучает: психологическую сторону правового сознания; наиболее общие психологические закономерности нормативно-правового регулирования общественных отношений и поведения людей; психологические проблемы раскрытия, расследования, судебного рассмотрения преступлений; психологические проблемы применения и исполнения наказаний и др.

Юридическая психология помогает прокурорским работникам (и не только им) достичь профессиональной идентичности, т. е. осознания себя профессионалами, владеющими всем арсеналом средств и методов раскрытия преступления, включая приемы и техники, которые делают «рабочее» общение эффективным и гуманным. Состояние профессиональной идентичности порождает чувство гордости и уверенности. Кроме того, в настоящее время учеными в области юридической психологии разработана психотехника профессионального общения, техника психологического воздействия, техника установления психологического контакта и др. Знание этих и других психологических методик и техник поможет прокурорским работникам принимать себя не с точки зрения оппозиции, а как человека, досконально выясняющего истину и способствующего совершить правосудие.

Следственно-оперативная психология, кроме указанных выше проблем, занимается проблемами профессионально-нравственной деформации прокурорских работников. К явлениям профессиональной деятельности прокурора и следователя, как правило, относят подозрительность и «правовой нигилизм». А противостоять профессиональной деформации может только человек с развитым чувством долга, справедливости и гуманизма.

Таким образом, нравственное самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо и прокурору, и следователю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: