1. Предмет и метод анализа отраслевых и рыночных структур. Становление экономики отрасли (теории организации промышленности) как экономической науки.
2. Понятия «фирма», «отрасль», «рынок». Определение границ рынков и отраслей.
3. Строение рынков и его детерминанты. Виды рыночных структур
4. Эффективность конкурентных рынков. Долгосрочный и краткосрочный период.
5. Неэффективность монопольного ценообразования. Альтернативные теории (Щумпетер. Австрийская школа).
6. Конкуренция и соперничество: понятийно-сущностные отличия.
7. Монополия и монопольная власть. Долгосрочный и краткосрочный период.
8. Рынок монополистической конкуренции.
9. Монополистически конкурентные предприятия в краткосрочном периоде.
10. Монополистически конкурентные предприятия в долгосрочном периоде.
11. Альтернативные теории фирмы.
12. Понятие концентрации и тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Кривая концентрации. Вариация размеров фирм и концентрация. Показатели вариации (дисперсия долей).
|
|
13. Уровень концентрации на отдельных отраслевых рынках. Измерение рыночной власти. Индексы Лернера и Херфиндаля - Хиршмана, их взаимосвязь. Использование показателей концентрации и рыночной власти в антимонопольной практике.
14. Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба, стохастические факторы, определяющие структуру рынка; воздействие политики правительств.
15. Общая характеристика олигополистической структуры. Однородность (дифференцированность) продукта. Немногочисленность фирм. Рыночная власть.
16. Формы поведения фирм на рынке олигополии: независимость, кооперация.
17. Независимое поведение олигополистов: объемная конкуренция. Модель дуополии Курно. Функции реакции. Равновесие Курно.
18. Модель дуополии Штакельберга. Лидеры и последователи. Равновесие Штакельберга.
19. Модель Бертрана.
20. Подход Эджуорта к разрешению парадокса Бертрана.
21. Кооперированное поведение олигополистов. Различные формы сговора. Картель и его модель. «Игра по правилам». Ценовое лидерство.
22. Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом.
23. Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и открытым входом.
24. Олигопольная координация: способствующие и ограничивающие условия.
Открытые и скрытые соглашения: проблемы соглашания по цене и его нарушения.
25. Лидерство в ценах.
26. Эвристическое ценообразование как инструмент координации.
27. Понятие барьеров для входа фирм в отрасль. Уровень барьеров как важный определитель структуры рынков.
28. Виды стратегических барьеров.
|
|
29. Виды нестратегических барьеров.
30. Взаимосвязь структуры рынка и расходов на рекламу.
31. Реклама в условиях олигополии. Реклама и концентрация продавцов. Реклама, рыночная власть и уровень прибыльности.
32. Структура рынка и разнообразие продуктов. Теория оптимального уровня продуктового разнообразия. Стандартизация товаров. Структура рынка и срок службы товара.
33. Структура рынка и технологические инновации. Промышленные инновации. Побуждения как функция структуры рынка: ценность инновации. Издержки и риск НИОКР. Введение в патентные гонки.
34. Теория и практика антимонопольной политики. Основания антимонопольной политики. Место регулирования и дерегулирования в антимонопольной политике. Инструментарий и механизм регулирования.
35. Антитрестовское законодательство и опыт его применения в США. Эволюция антитрестовского законодательства в США.
36. Антимонопольное законодательство и практика антимонопольной политики в странах ЕС. Антимонопольное законодательство ЕС. Антимонопольное регулирование на межгосударственном уровне.
37. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика в России. Регулирование конкуренции на товарных рынках. Методика определения границ и объемов товарных рынков. Методика выявления монопольных цен.