С самого начала Эрик Берн рассматривал ТА как «теорию социального действия» и как метод для работы с группами. В этом плане ТА может аффективно использоваться практически в любой области, в которой люди взаимодействуют друг с другом. ТА применяется в образовании и организациях, причем в каждом случае имеет свои характерные черты и принципы. В этой главе мы дадим лишь краткий обзор тех приемов, которые могут быть полезны для людей, работающих в системе обучения и образования, менеджеров и специалистов по анализу организаций.
Различия между применением ТА в области образования, в организациях и клинике. Теория ТА одинакова как для системы образования и организаций, так и в клинике, однако имеются некоторые различия в акцентах и технике, которые учитываются при подготовке специалистов и сдаче экзаменов по практическому применению ТА различных областях.
В клинике контракт представляет собой двухсторонний, совмести выработанный документ между терапевтом и клиентом. Напротив, контракты в организациях и образовании являются трехсторонними. В этом случае деловой контракт обсуждается между практиком ТА и соответствующим агентством для сотрудников этого агентства. Например, какая-то фирма может пригласить практика ТА для того, чтобы поработать с ее сотрудниками. Лечебный контракт также обычно заключается по крайней мере между практиком ТА и организацией, которая будет ему платить, а не с отдельными лицами или группами, с которыми он будет работать. Идея заключается в том, что все стороны должны тщательно разработать процедуру практической реализации контракта, чтобы избежать трехсторонней игры. Предположим, что какая-то фирма записывает своих сотрудников на курс ТА, хотя сами сотрудники изначально и не имеют подобной мотивации. Поэтому, пока этот пункт не будет открыто обсужден на переговорах по заключению контракта между фирмой, терапевтом и членами группы, существует возможность того, что все три стороны займут определенные позиции в Драматическом треугольнике и будут, в соответствии с игровым переключением, переходить из одной позиции в другую.
|
|
В организациях и образовании практик выступает скорее в роли помощника и тренера, нежели в роли терапевта. При этом он будет чаще предлагать членам группы обсуждать происходящее на социальном уровне, а не на психологическом. Другими словами, работа в организациях и образовании связана с анализом открытых, а не скрытых структур. Необходимо помнить, что сам практик должен осознавать и улавливать «марсианские» послания, лежащие под тем, что происходит на социальном уровне, однако обычно ему нет необходимости доводить напрямую эти послания до осознания его клиентов.
|
|
Причина различий в расстановке акцентов заключается в том, что в организациях и образовании практик обычно не может обеспечить необходимую защиту в том случае, если нужно проанализировать скрытый план общения. Например, при проведении на фирме курса по формированию коллектива участники занимаются с практиком два-три дня. Если он будет рекомендовать членам группы анализировать неразрешенные ситуации их сценария, то они испытают в связи с этими ситуациями неприятные чувства и боль. Однако члены группы не смогут разрешить их, так как не обладают практическими навыками. В любом случае работа над сценарием не всегда связана с эффективным решением проблем. Вспомните, что в главе 17 говорится о том, что причиной игнорирования может быть дезинформация или недостаточная информация, а также контаминация и исключение.
Таким образом, работа в организациях и образовании чаще всего будет направлена на то, чтобы отдельные люди или группы эффективнее решали проблемы, обдумывая их и действуя в настоящем, а не анализируя ситуации в прошлом. При этом анализ эго-состояний будет осуществляться на поведенческом и социальном уровне, а не на историческом или феноменологическом. Возможно, практик расскажет членам группы о концепции сценария жизни, если необходимо объяснить, почему люди иногда действуют в ущерб себе или причиняют себе боль. Однако индивидуальный анализ сценария проводится редко. В последующих разделах мы рассмотрим некоторые способы возможного применения идей ТА в образовании и организациях.
Применение в организациях. Имеет ли ТА при работе в организациях какую-то глобальную цель, соответствующую автономии — цели ТА в терапии?
Роджер Блейкни предлагает использовать критерий эффективности, отмечая, что организации, так же, как и индивидуумы, могут иметь разрушительные или неэффективные паттерны поведения, аналогичные сценарному поведению какого-либо человека. При этом выход из «сценария организации» может улучшить эффективность организации в достижении желаемых результатов.
Эго-состояния. Организации сами по себе не имеют эго-состояний, однако в них присутствуют элементы, которые функционируют аналогичным образом. Организации имеют свои паттерны убеждений, этикета и правил, которые соответствуют эго-состоянию Родителя. Наряду с этим организации обладают технологиями и стратегиями решения проблем, аналогичными Взрослому, и в них присутствуют паттерны поведения и чувств, соответствующие эго-состоянию Ребенка. Анализ организации может выявить затраты, которые она выделяет на каждый из этих трех элементов, так же, как терапевт анализирует распределение катексиса в эго-состояниях отдельного человека.
Зная модели эго-состояний, можно улучшить коммуникацию и взаимодействие между сотрудниками организации. Например, менеджеры могут осознать, что они ведут себя, как негативный Родитель, а их подчиненные реагируют на них из негативного Адаптивного Ребенка, бунтуя или во всем с ними соглашаясь. В этом случае для того, чтобы поднять эффективность, менеджерам и подчиненным необходимо активизировать и больше использовать своего Взрослого. Возможно, что они заключат между собой контракт, когда менеджер может использовать своего позитивного Родителя, а подчиненные — позитивного Адаптивного Ребенка (например, в ситуациях, в которых необходимо соблюдать меры безопасности). С помощью таких методов, как улучшение освещенности и большая комфортабельность рабочего места, можно поощрить Свободного Ребенка, а следовательно, и желание лучше работать. На некоторых японских фирмах установлены чучела руководителей, рядом с которыми лежат деревянные дубинки. Когда рабочий почувствует гнев на босса, он может ударить чучело начальника, что является проявлением Свободного Ребенка.
|
|
Трансакции, поглаживания, структурирование времени. Анализ трансакций можно широко применять при подготовке персонала, работа которого непосредственно связана с людьми — секретарями и продавцами. В процессе обучения они учатся тому, как поддерживать ровный и приятный разговор с помощью параллельных трансакций или как не допустить спора Родитель-Ребенок благодаря пересекающейся трансакции.
Анализ паттернов поглаживаний применяется для повышения мотивации к работе. Менеджеры учатся тому, что лучше давать позитивные поглаживания за хорошо сделанную работу, а не только негативные за плохую работу. Принцип «каждому — свое поглаживание» заключается в следующем; ты получаешь удовлетворение, когда тебя хвалят начальники, а я — когда мне повышают зарплату или дают более продолжительный отпуск.
Когда в группе рассматривается вопрос о структурировании времени, то часто оказывается, что подобные встречи являются просто времяпровождением и содержат мало конструктивного. Что касается игр, то они являются в организациях основным источником затрат времени и человеческих ресурсов. При этом люди часто обращаются к играм, когда испытывают скуку, не получают необходимого признания или когда отсутствуют мотивы для их роста. Изменение паттернов поглаживания и увеличение возможностей для роста могут творить чудеса, уменьшая затраты на игры и увеличивая производительность. Поэтому заключение контрактов в ТА может помочь направить энергию организации в русло конструктивной деятельности, а не на игры с использованием скрытых посланий.
Борьба с пассивностью. Концепция Шиффов является чрезвычайно полезной при использовании в организациях, при этом матрица игнорирования представляет собой системный подход к решению проблем. Он особенно эффективен в ситуациях, когда информация и указания «спускаются сверху», в результате чего отдельные положения или утрачиваются, или искажаются. Знание вербальных искажений, угловых и блокирующих трансакций способствует улучшению общения.
|
|
ТА в образовании. Автономия включает в себя ясное мышление и эффективное решение проблем, при этом преподаватель стремится помочь студентам развить в себе эти качества. Следовательно, автономия как глобальная цель присуща как группам в системе образования, так и клинике.
Обычно преподаватель ТА имеет возможность общаться со студентами ближе и дольше, чем его коллега, работающий в организациях. Работа в системе образования связана с тем, что студенты манипулируют преподавателем, а тот может поддаться и начать проигрывать прошлое, исходя из своего Родителя. Этого можно избежать, если преподаватель будет знать теорию сценария, а также познакомится с содержанием своего сценария.
Различные теории ТА, связанные с развитием ребенка, могут помочь учителю эффективно общаться с молодыми людьми.
Эго-состояния. Основная модель эго-состояний легко воспринимается даже детьми младшего школьного возраста, чему способствует простой язык ТА. Благодаря анализу содержания и мотивов всех трех эго-состояний учащиеся и студенты начинают лучше учиться, так как они ясно представляют себе свои намерения и желания. Обучение может стать эффективным тогда, когда оно обращено ко всем трем эго-состояниям. При этом надо помнить, что Свободный Ребенок является источником творчества и энергии личности, поэтому его необходимо включать в процесс обучения.
Сам преподаватель должен иметь свободный доступ ко всем своим трем эго-состояниям. При этом большую часть времени он будет во Взрослом, занимаясь решением проблем. Часто ему придется находиться в позитивном Контролирующем Родителе или заботиться об учащихся из позитивного Воспитывающего Родителя. Он также может войти в Ребенка для активизации спонтанности, интуиции и радости познания.
Трансакции, поглаживания, структурирование времени. Для поддержания общения между учителями и студентами, продуктивного и свободного от скрытых посланий, используется анализ трансакций. Возможность выбора помогает учителям и учащимся выйти из замкнутых взаимодействий Родитель-Ребенок.
Обнаружение и уход от драйверного поведения может также способствовать улучшению общения. Существует большая разница между тем, чтобы обучаться чему-либо и пытаться делать это. Преподаватели всегда выигрывают, когда они не спешат, а студенты удовлетворены тем, что они полностью усвоили материал.
Внимание, которое уделяется поглаживаниям и структурированию времени в образовании, такое же, как и в организациях. Именно в классах и студенческих аудиториях больше всего возможностей для игр и рэкета. Студенты могут играть в игры: «Глупый», «Ты не можешь меня заставить» или «Помоги мне», «Посмотри, что ты со мной сделал». Учителя могут играть в следующие игры: «Посмотри, как я старался», «Я только пытался помочь тебе», «Почему бы тебе не» или «Обвинитель». Поэтому знание анализа игр позволяет студентам и преподавателям избегать подобных непродуктивных взаимоотношений.
Использование контрактов помогает преподавателям и обучающимся достичь четкого согласия о том, чем каждому из них следует заниматься и как достичь этого наилучшим образом.
Борьба с пассивностью. В группах системы образования люди часто склонны вступать в симбиоз, особенно там, где учителя традиционно играют роль Родителя и Взрослого, а студенты — роль Ребенка. Современные подходы в образовании подтверждают точку зрения ТА, который рассматривает подобную систему как игнорирующую способности и возможности обеих сторон.
Знание концепций Шиффов помогает учителям и студентам воздерживаться от симбиоза и полностью использовать все три эго-состояния. При этом учителя могут научиться распознавать четыре вида пассивного поведения и бороться с ними, вместо того чтобы вовлекаться в игры. Там, где это возможно, организуются совместные семинары учителей и студентов, на которых они берут на себя взаимную ответственность ясно мыслить и активно решать проблемы.