Вопросы самоконтроля. 1. Закономерности развития науки?

1. Закономерности развития науки?

2. К чему приводит эмпиризм в научном знании?

3. Что такое научная проблема?

4. Основные элементы и особенности теории?

5. В чем выражается субъективная сторона метода?

6. Какие методы относятся к философским?

7. Какие существуют общенаучные подходы и методы исследования?

8. В чем сущность такого метода теоретического исследования как восхождение от абстрактного к конкретному?

Вопрос 4. Проблема истины и ее критериев в философии и медицине

По четвертому вопросу семинара следует уяснить сущность, конкретность истины, ее объективность, диалектику абсолютной и относительной истины.

Истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие объективных знаний о явлении, предмете, процессе. Объективное знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества и есть - объективная истина. Так, Платон считал, что истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях. Другие считали, что объективную истину дают чувственное созерцание, наблюдение. Однако, чувственное восприятие не может нам дать абстрактных знаний. Процесс познания рассматривался по схеме: субъект - объект.

Диалектический материализм ввел в схему познания предметно-практическую деятельность. Диалектический путь познания был представлен в формуле; «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» - таков диалектический путь познания истины, объективной реальности.

Развитие науки показало, что истинное знание, как и сам объективный мир, развивается по законам диалектики. Развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Абсолютная истина - это полное и точное, исчерпывающее знание об объекте познания. Под относительной истиной понимается правильное, но в чем-то не полное, незавершенное, приблизительное знание.

Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истиной, так как оно не полно и не точно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содер­жится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно, полно ис­черпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Наше знание одновременно содержит моменты, стороны относительного и абсолютного знания.

Диалектика абсолютной и относительной истины полностью применима и к познанию военного дела, предостерегает военные кадры от релятивизма и догматизма. Релятивизм утверждает что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину. Догматизм, напротив, абсолютизирует знания как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины. Привести примеры из жизни общества, развития науки и из практической службы.

Решение вопросов о соотношении абсолютной и относительной истины тесно связано с вопросом о конкретности истины. Жизнь, практика свидетельствуют, что нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания. Истина всегда конкретна.

Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией философии и гносеологии в частности.

Формы практики - это такие виды деятельности, которые относятся к практике: материальное производство; социальное действие; научный эксперимент; военная практика.

Функции практики: источник познания; основы познания, его движущая сила; цель познания; критерии истины.

Человек сам активно, целенаправленно воздействует на окружающую действительность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфически человеческая форма деятельности, осуществляющаяся всегда в определен­ном социально-культурном контексте. Необходимо уяснить, что практика как критерий истины одновременно абсолютна и относительна. Практика сама по себе исторична, изменчива. На каждом конкретном этапе познания практика имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания. В этом состоит относительный характер практики как критерия истины. Абсолютность ее как критерия истины состоит в том, что любое научное положение, теоретический вывод, в конечном счете, должен быть подтвержден или опровергнут практикой.

Критерием истинности знаний в области военного дела (стратегии, оперативного искусства, тактики, положений военной доктрины, воен­но-технических знаний и т.д.) выступает военная практика. Ее основными видами являются практика военного и практика мирного времени.

Военной практике присущи все характерные для практики вообще общие признаки: предметность, материальность, сознательный характер, коллективность действий и др. Наряду с этим специфика военного дела обуславливает ее особенности. Во-первых, военная практика является объективно существующей формой жизнедеятельности людей, хотя сама по себе она и чужда гуманистической сущности человека. Во-вторых, военная практика имеет разные цели и специфику проявления в мирное и военное время. В-третьих, военная практика носит ярко выраженный социально-политический характер.

Функции военной практики. Военная практика как особый вид общественной практики, - сложное общественное явление, выполняет важные социальные функции: насилия, преобразования общества, воспитательную, гносеологическую, обеспечения целостности государственных границ, целостности государства.

Военная практика, как критерий истины, диалектична, ей присущи абсолютность и относительность. Абсолютность заключается в том, что только военная практика способна дать окончательную оценку истинности той иди иной теории. Относительность же военной практики как критерия истинности положений, проявляется в том, что практика исторична, изменчива и сама себя корректирует. Это значит, что каждая достигнутая ступень военной практики исторически преходяща, диалектичес­ки отрицается после дующим развитием явлений и событий. Современная практика учитывает и исправляет ошибки прошлых этапов военной практики. В будущем теория познания, на основе практики критически переработает и учтет все, то положительное и отрицательное, что дает познание и военная практика сегодняшнего дня.

Относительность практики мирного времени обусловлена и тем, что она осуществляется условно, вне вооруженной борьбы с противником. В условиях войны относительность военной практики не ликвидируется. Она сохраняет силу неповторимости и уникальности каждой конкретной бо­евой операции, каждого эпизода вооруженной борьбы.

Таким образом, истина есть адекватное отражение действительности. Диалектическое понимание абсолютной и относительной истины предостерегает военные кадры от релятивизма и догматизма. Критерием истины выступает практика, которая в этом качестве одновременно абсолютна и относительна. Все это требует от офицеров творческого развития военной теории, учета требования и возможностей конкретной военной практики.

Важным вопросом является проблема роли практики в познании. Проблема практики, ее соотношение с теорией хорошо изложены в учебнике. Особо уясните виды практики, ее функции, почему она как критерий истины одновременно абсолютна и относительна, военную практику и ее соотношение с военной наукой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: