Формы институционального коллективного поведения

Действующая толпа, захваченная какой-либо целью, спонтанно образованная группа, у которой, однако отсутствуют общие значения, традиции или ожидания, у неё нет установленных ролей, признанного лидерства, осознания собственной идентичности, разделения труда, у неё нет и общих социокультурных ценностей. Поэтому поведение действующей толпы не сообразуются с институциональными нормами и ценностями. Действующая толпа способна к насилиям и жестокости. Целая нация способна уподобиться действующей толпе, если поглощена волнующим её объектом. Мощные иррациональные порывы гасят все разногласия.

Экспрессивная толпа в отличие от толпы, действующей, не имеет какой-либо внешней цели. Её главным признаком является обращение эмоциональных порывов на самое себя (в коллективных танцах, карнавалах, ритуальных танцах), которые позволяют участников через переживаемый экстаз получить физическую и эмоциональную разрядку от тревожащих их значений повседневной жизни, влияние которых на время падает. При этом резко возрастает значение собственного Я, от чего индивиды испытывают удовлетворение и наслаждение, радость жизни.

Масса, по Блумеру, представляет собой совокупность спонтанного коллективного группирования людей, которые возбуждены значением какого-либо события зачастую национального масштаба (шумный судебный процесс, бум из-за передислокации войск), проявляя в нем заинтересованность и участие. Члены массы анонимны, зачастую отделены в пространстве, лишены возможности обмена мнениями. Данная коллективная группа слабо структурирована.

Члены массы действуют обособленно, как отдельные, но сознательные индивиды. Индивид в мессе вместо того, чтобы лишиться своего самосознания, наоборот, способен довольно сильно обострить его. Он действует, откликаясь на тот объект, который привлек его внимание. Деятельность массы может привести к краху одни политические партии и вознося другие, трансформируя старые государственные и общественные структуры и создавая новые.

Особую роль Блумер отводит массовой рекламе. В рекламе обращение ведется к анонимному индивиду, возбуждая его внимание к значимым символам. Совпадение выборов индивидов вокруг значимых объектов составляет основу формирования массы.

Общественность рассматривается Блумером, как спонтанная коллективная группа. Она возникает, как отклик на определенно значимый объект или ситуацию, и не образуется по заранее разработанному плану. В отличие от толпы и массы в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, вступают в споры и конфликты и тем самым демонстрируют рациональные критические действия, вырабатывая коллективные решения или коллективное мнение.

Существуют и специфические движения: возрожденческие, националистические, специфические социальные и экспрессивные. Это рельефно выделенные социальные группы.

К общим социальным движениям Блумер относит демократические, молодежные, женские, движение за мир. Они возникли под набором новых общезначимых ценностей, но слабо организованы, не имеют постоянного членства, их отклики на значимые ценности не выливаются в ясные цели.

Специфические социальные движения – реформистские и революционные движения. Они хорошо структурированы, имеют некий набор значимых символов и ценностных ориентаций. Члены этих движений занимают определенные статусные позиции, четкие цели и стремятся изменить социальный строй и институты. Большая роль отводится агитации, создавая круговую реакцию возбуждения, направлена на изменение представлений людей о самих себе, о своей роли и месте в обществе и, особенно, в движении – культивируются настроения сопричастности и солидарности, благоговения перед лидером, создается ритуальная атрибутика и церемониальное поведение. Для этих движений характерным является возникновение самого разного рода мифов как откликов на желания людей, которые зачастую приобретают форму эмоциональных символов: «политика – дело каждого». Для этих движений характерно возникновение культа. Люди вырабатывают к ним установку благоговения и трепета, возмущаясь попытками описать их как обыкновенных людей.

Экспрессивные движения – религиозные и мода. Они не нацелены на изменение социального строя. Религиозные движения направлены в сторону привлечения внимания людей к священным символам, побуждая верующих к эмоционально окрашенному поведению.

Возрожденческие и национальные движения связаны с воссозданием прежних значимых символов – прошлой славы, былого самоуважения и удовлетворения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: