Понятие источник права в трудовом праве толкуется неоднозначно: наряду с термином «источник права» используется термин «форма права». Применительно к юридическим явлениям источник права понимают в трех смыслах:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т. п.);
источник в идеологическом смысле (различные правовые
учения и доктрины, правосознание и т. д.);
источник в формально-юридическом смысле (нормативный акт, нормативный обычай, юридический прецедент, нормативный договор).
Авторы рассматривают источник трудового права именно в формально-юридическом смысле. Форма очная определенность — это один из признаков права вообще, в том числе и трудового права. Его правовые нормы должны быть обязательно объективированы, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования. Без этого нормы трудового права не могут выполнять свои задачи по регулированию трудовых отношений.
|
|
Таким образом, источник права и форма права в формально-юридическом смысле — это тождественные понятия. «Объективированный в документальном виде акт правотворчества является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически-официального бытия, существования».
Мировой практике известны четыре вида юридических источников права: нормативный правовой акт, нормативный договор, обычай и судебный прецедент.
Наиболее распространенными источниками трудового права России являются нормативные правовые акты. Эти акты в совокупности образуют трудовое законодательство (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет отрасли российского права — трудового права. В отличие от других источников нормативные акты рассчитаны на их неоднократное применение.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»2 дается следующее определение: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».
|
|
Нормативные акты в сфере трудового права издаются органами, обладающими иормотворческой компетенцией, причем в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
В последние годы к источникам трудового права наравне с нормативными правовыми актами стали относить и нормативные договоры. В современных условиях роль нормативных договоров в трудовом праве заметно возрастает.
Нормативный договор как источник трудовою права — это соглашение между субъектами социально-трудовых отношений, в результате которого возникает новая норма права (например, коллективный договор между работодателем и работниками, одним из пунктов которою является норма об организации бесплатного летнего отдыха детей за счет работодателя).
В отличие от просто трудовых договоров нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если работник и работодатель заключают трудовой договор, они не создают новой нормы права. Участники же, например, социального партнерства, заключив нормативный договор о социально-трудовых отношениях, создают новое правило поведения — новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу регулирования социально-трудовых отношений налогом или ином уровне социального партнерства. Примером нормативного договора является Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005—2007 годы'.
Следовательно, в трудовом праве необходимо исходить из признания того, что источники трудового права выступают в виде совокупности правовых норм, в которых выражаются обязательные правила, регулирующие отношения, связанные с трудом. Они различаются между собой по форме, юридической силе, времени и месту действия и по кругу лиц.
Итак, источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, являющиеся результатом законотворческой и нормотворческой деятельности компетентных органов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.
Обратим также внимание на то, что источники трудового права надо отличать от актов применения трудового законодательства, принимаемых уполномоченными органами.