Изучению этики делового мира уделяется большое внимание во всех промышленно развитых странах. Уже на протяжении долгого времени в университетах всего мира, в различных бизнес-школах слушателям и студентам преподают азы данной науки. В России же только появляется интерес к подобного рода знаниям. И, возможно, уже в скором времени в результате введения курса «Деловая этика» в учебные планы будущих менеджеров и экономистов (а также ряда других направлений подготовки бакалавров и магистров), у современного делового мира пропадет настороженное отношение к российским предпринимателям, бизнесменам и просто профессионалам.
В целом, по итогам освоения дисциплины «Деловая этика» студент должен:
а) знать:
- сущность этики как учения о морали, ее исторический аспект и категории;
- этические нормы деловых взаимоотношений;
- соотношение и взаимопроникновение таких фундаментальных явлений как экономика, власть, культура и управление;
- основные принципы, функции и категории культуры управления, ее структуру;
- основные научные представления о ценностях;
- предназначение морали как формы нормативной регуляции поведения людей;
- основные понятия, принципы и формы деловой этики и делового общения в области экономики и менеджмента;
- формы влияния этической культуры управления на количественную и качественную составляющие системы труда, стимулирующие его производительность;
- оценочные критерии и показатели социально-экономической эффективности влияния культуры управления;
- понятие и значение социальной ответственности бизнеса;
- сущность категорий микро- и макроэтики.
- особенности культур управления, традиций и нравов народов зарубежных стран.
б) уметь:
- определять основные категории культуры и этики управления;
- выявлять и анализировать ценности организации и ценностные ориентации личности;
- оценивать применимость норм, традиций, установленных в организации;
- выявлять общее между моралью и правом;
- формулировать основные принципы деловой этики в области управленческого труда;
- организовывать управление экономическим или другими структурными подразделением организации с применением преимущественно социокультурных методов и приемов управленческой деятельности;
- формулировать предложения по привлечению возможностей культуры управления при работе с людьми;
- формулировать рекомендации по улучшению мотивации персонала с применением ценностно-ориентационного подхода;
- применять наиболее значимые принципы поведения при работе в организации;
- разбираться в общечеловеческих этических принципах общения и проведения различных форм деловой коммуникации;
- выявлять преимущества культуры и этики управления при решении управленческих задач.
в) владеть:
- навыками создания в организации приемлемых условий существования этики, в том числе этики профессиональной;
- способами осуществления технологических приемов управления по ценностям;
- умениями предотвращать конфликтные ситуации;
- навыками организации и проведения различных форм деловой коммуникации, в том числе, в соответствии с национальными этическими нормами.
Библиография
Глава
1. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
2. Блэкберн С. Этика: Краткое введение: [Пер. с англ. Ю. Крижевской] / С. Блэкберн. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 192 с.
3. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с.
4. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 208 с.
5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.
6. Этика (конспект лекций в схемах). – М.: «Приор-издат», 2006. – 160 с.
7. Этика: Учебник / Под ред. А.С. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496 с.
Глава
1. Боголюбов С.А. Этические и правовые вопросы предпринимательства: Практическое пособие / С.А. Боголюбов, Г.М. Волков, Б.А. Геренрот. – М.: Норма, 2008. – 240 с.
2. Герасимова К. Бизнес с человеческим лицом // https://www.iteam.ru/publications/corporation/section_95/article_4173/
3. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 142 с.
4. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Учебник. 4-е изд. / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 352 с.
5. Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учебное пособие / А.К. Семенов, Е.Л. Маслова. – М.: Дашков и Ко., 2007. – 276 с.
6. Стандарты и социальная ответственность бизнеса // https://www.intalev.ru/agregator/quality/id_56035/
7. Шапочка Е. Стратегии социальной ответственности в маркетинге компаний // https://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2467
8. Этика (конспект лекций в схемах). – М.: «Приор-издат», 2006. – 160 с.
9. https://www.csr-rspp.ru/ – официальный сайт комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике
Глава
1. Волков Г.М. Этика бизнеса: электронный учебник // https://www.iqlib.ru/book/preview/39011558F2F141729D3B74507177060D
2. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 208 с.
3. Протанская Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие / Е.С. Протанская. – СПб.: Алетейя, 2003. – 288 с.
4. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента: учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 272 с.
5. Уткин, Э. А. Этика бизнеса: учебник для вузов / Э. А. Уткин. – М.: ТЕИС, 2003. – 272 с.
Глава
1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002. – 208 с.
2. Деркаченко В.Г. Деловое общение руководителя: пособие для менеджеров, бизнесменов, политиков. – СПб.: Издат. дом «Бизнес-пресса», 2004. – 368 с.
3. Ладатко Л.В. Этика и культура управления: Учебник / Л.В. Ладатко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320 с.
4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.
5. Резник С.Д., Игошина И.А. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
6. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 272 с.
7. Этика деловых отношений // https://vsempomogu.ru/etika/html
8. Этика деловых отношений: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 368 с.
Глава
1. Архангельская М.Д. Бизнес этикет, или игра по правилам. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 88 с.
2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002. – 208 с.
3. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 142 с.
4. Джонсон К., Стоун Дж. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных женщин. Изд-во: Эксмо, 2005. – 208 с.
5. Дресс-код// https://www.nobbyknobby.ru/tag/
6. Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет / И.Н. Кузнецов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 256 с.
7. Мужской деловой дресс-код // https://www.allwomens.ru/1293-muzhskoj-dress-kod.html
8. Скаженик Е.Н. Деловое общение. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 188 с.
9. Советы Э.Хромченко о гардеробе женщины // https://www.kodstyle.ru/ sredstvo/soveti-evelin-hromchenko-o-garderobe-stilnoy-genshchini-32.html
10. Туркенич Н. Кодекс стиля. Справочник делового дресс-кода. Изд-во: Этерна, 2010. – 184 с.
11. Туркенич Н., Шилова А. Дресс-код делового человека. От рассвета до заката. Изд-во: Бератор-Паблишинг, 2008. – 184 стр.
12. Эвелина Хромченко: десять правил настоящей женщины // https://beautyhalf.ru/odna_stat.php?id=59
13. Этика деловых отношений: Учебник / Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. - М.: Инфра-М, 2002. - 368 с.
14. Яблокова Е. Что такое дресс-код? // https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-348/
15. https://www.100etiket2.ru/1.php
Глава
1. Визитная карточка // https://bugabooks.com/book/315-yetika-delovyx-otnoshenij/53-102-vizitnaya-kartochka.html
2. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 142 с.
3. Егоршин А.П.Этика деловых отношений: Учеб. пособие / А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова. – М.: НИМБ, 2005. – 416 с.
4. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: Инфра-М, 2008. – 432 с.
5. Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет / И.Н. Кузнецов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 256 с.
6. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения: Учебное пособие / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 347 с.
7. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник / Г.Н. Смирнов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 192 с.
8. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
9. Этикет деловых отношений: электронный ресурс // https://tigf.org/
Глава
1. Бретт А., Мижинский М., Сигутина М. Как организовать эффективные коммуникации центров коммерциализации технологий с деловыми иностранными партнерами. Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006.
2. Емышева Е., Мосягина О. Некоторые особенности ведения переговоров с представителями разных стран // Управление персоналом. – 2000. - №2. – С. 25 – 27.
3. Некоторые рекомендации по соблюдению этикета в различных странах // https://www.hr-portal.ru/article/
4. Ник Япп, Мишель Сиретт. Эти странные французы // https://fictionbook.ru/author/mishel_sirett/yeti_stranniye_francuziy/read_online.html?page=1
5. Резник С.Д., Игошина И.А. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
6. Сахоко Кадзи. Эти странные японцы // https://bookz.ru/authors/sahoko-kadzi/eti-stra_387/1-eti-stra_387.html
7. Эти странные немцы // https://singulyarnost.ru/info/etystrannyenemcy.shtml
8. Этика делового общения: электронный ресурс // https://tigf.org/
Глава
1. Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 2. – С. 110–121.
2. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики: Учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002. – 576 с.
3. Де Джордж Ричард Т. Деловая этика: электронная книга. - М.: ИД «РИПОЛ КЛАССИК», «ПРОГРЕСС», 2003.
4. Деловая этика: методические рекомендации для российских компаний. Разработаны ассоциацией независимых директоров (АНД) и Российским институтом директоров (РИД) – М.: 2004. – 102 с.
5. Карнеги Д. Учебник жизни: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.–720 с.
6. Краев А., Моргунов Е. Нарушения этики при подборе персонала // Управление персоналом. – 2003. – № 3. – С. 63–65.
7. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000. - 280 с.
8. Томилов В.В. Культура предпринимательства: Учеб. пособие. – СПб: Питер, 2000.– 176 с.
9. Этика деловых отношений. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие / //https://www.smartcat.ru/Personnel/ upravleniepersonalomorganizaciipraktikumuchE_.shtml
Глава
1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002. – 208 с.
2. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 142 с.
3. Деловая этика: методические рекомендации для российских компаний. Разработаны ассоциацией независимых директоров (АНД) и Российским институтом директоров (РИД) – М.: 2004. – 102 с.
4. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000. - 280 с.
5. Этика деловых отношений // https://talkbusedst.ru/voprosy-k-ekzamenu-etika-delovogo-obshcheniya.html
6. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. - 365 с.