Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы

Для повышения действенности надзора за исполнением законов его осуществление возлагается как на прокуроров соответствующего субъекта РФ, городов и регионов, так и на прокуроров специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Генпрокурор РФ поручает прокурорам, надзирающим за соблюдением законов в УИС, осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрациями учреждений УИС, служащими специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов этой системы. При организации работы на этом направлении прокурорам надлежит проводить регулярные проверки состояния законности в учреждениях и органах УИС, контроль за фактическим устранением выявленных нарушений закона, используя в полной мере предоставленные им полномочия для восстановления нарушенных прав граждан и наказания виновных в этом должностных лиц данных учреждений и органов.

В состав специализированных прокуратур входят: прокурор, заместитель прокурора, старшие помощники, помощники прокурора и работники канцелярии. Распределение обязанностей между ними производится распоряжением прокурора (распределяются конкретные объекты надзора, обязанности по исполнению приказов Генпрокурора РФ, проведению анализа и обобщения по определенному предмету надзора).

Планирование работы прокуратуры осуществляется на основе анализа состояния законности и правопорядка в учреждениях УИС с использованием материалов прокурорского надзора, ведомственного контроля, статистических и других учетных данных, материалов уголовных и гражданских дел, имеющейся информации о причинах нарушений законодательства и условиях, им способствующих.

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях координирует деятельность администрации этих учреждений по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями в указанных учреждениях, а также принимает участие в координационных мероприятиях, проводимых территориальными органами прокуратуры. Он также взаимодействует с территориальными прокурорами путем планирования и совместного проведения с ними мероприятий по укреплению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

Основные виды деятельности специализированных прокуратур:

- надзор за исполнением уголовно-исполнительного и иного законодательства в учреждениях УИС, находящихся на территориях, где такие прокуратуры созданы;

- надзор за исполнением требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в указанных учреждениях, своевременном возбуждении уголовных дел и принятии мер по каждому случаю нарушения законности;

- выезды на чрезвычайные происшествия в учреждения УИС для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и привлечения виновных к ответственности;

- надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных в поднадзорных учреждениях УИС;

- изучение причин рецидивной преступности с использованием материалов проводимых администрацией учреждений УИС проверок и иной информации о лицах, совершивших новые преступления в течение года после освобождения от отбывания наказания из указанных учреждений УИС, и принятие мер к их устранению;

- надзор за применением в исправительных учреждениях актов амнистии;

- надзор за законностью издаваемых администрацией учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, приказов, распоряжений, постановлений.

Прокуроры специализированных прокуратур поддерживают государственное обвинение в судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор, участвуют в рассмотрении судами гражданских дел, а также в рассмотрении дел арбитражными судами в порядке, установленном соответствующим приказом Генпрокурора РФ. Они в пределах своих полномочий не реже одного раза в квартал проводят проверки исполнения законов администрациями исправительных учреждений, осуществляют прием осужденных по личным вопросам, проверяют законность водворения осужденных в штрафные помещения и выполнения других неотложных мероприятий.

В прокуратурах субъектов РФ имеются отделы либо группы прокуроров по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, возглавляемые начальниками отделов или старшими помощниками прокуроров субъектов РФ. В обобщенном виде в пределах своей компетенции эти подразделения либо группы прокуроров: 1) организуют и осуществляют надзор за исполнением уголовно-исполнительного законодательства (о режиме отбывания наказания и борьбе с преступностью, о трудовом использовании осужденных и т.д.); 2) непосредственно осуществляют надзор за исполнением законов в деятельности органов управления УИС; 3) контролируют работу спецпрокуратур, проводят проверки организации работы в прокуратурах на данном направлении, оказывают практическую и методическую помощь; 4) осуществляют надзор за законностью издаваемых нормативных актов по вопросам исполнения уголовных наказаний; 5) рассматривают и разрешают жалобы и заявления, проводят в установленном порядке прием граждан; 6) анализируют состояние законности и надзора, разрабатывают и реализуют меры по предупреждению нарушений законов при исполнении уголовных наказаний и повышению эффективности надзора; 7) выявляют и распространяют положительный опыт работы; 8) организуют и проводят учебно-методические мероприятия, стажировку работников нижестоящих прокуратур; 9) разрабатывают методические рекомендации по проверке исполнения законов в соответствующих учреждениях; участвуют в пропаганде и разъяснении законодательства.

В Генпрокуратуре РФ надзор за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний организует и осуществляет управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.

Для проведения проверки в местах отбывания лишения свободы прокурору необходимо определить конкретные цели, продолжительность проверки, круг участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (справки по предыдущим проверкам, выявленные нарушения законности).

Прокурору необходимо выяснить:

- законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы и перевода из одной колонии в другую;

- соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях;

- соответствие режима содержания осужденных видами исправительных учреждений;

- соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.), привлечения к труду осужденных, правил охраны труда и правил воспитательного воздействия на осужденных;

- законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;

- законность и обоснованность применения администрацией в отношении осужденных физической силы или спец. средств, оружия, в случае оказания ими сопротивления, злостного неповиновения;

- соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии; о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;

- законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений;

- выполнение администрацией исправительных учреждений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.

Проверку прокурор начинает с предварительной беседы с начальником учреждения и поручения ему подготовить необходимые документы и сведения, с которыми в последующем знакомится.

Исходя из целей проверки, прокурор может ознакомиться также с делами оперативного учета, с возбужденными уголовными делами и производстве по ним неотложных следственных действий и другими документами.

Прокурор производит в присутствии начальника учреждения и начальника медсанчасти обход всех жилых, коммунально-бытовых, служебных и производственных объектов, который сопровождается опросом осужденных об их жалобах и заявлениях.

При опросе осужденных прокурор выясняет:

- соблюдаются ли их права и законные интересы и выполняются ли ими обязанности;

- предоставляются ли им, как часто, с кем свидания, телефонные разговоры, прогулки;

- предоставляются ли им другие предусмотренные законом права и выясняются другие вопросы, относящиеся к предмету прокурорского надзора.

После обхода прокурор принимает осужденных, записавшихся к нему на личный прием во время обхода. Рассматривает и по возможности разрешает жалобы, принятые им от осужденных. При необходимости прокурор истребует от администрации объяснения.

В последующем прокурор анализирует полученную информацию и принимает необходимые меры.

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения правил содержания осужденных:

  1. постановления прокурора, отменяющие незаконные распоряжения администрации исправительного учреждения;
  2. представления об устранении нарушений законности, а также причин и условий, способствующих нарушению закона;
  3. приостановление путем опротестование незаконных приказов и распоряжений администрации
  4. постановление о привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности виновных лиц.
  5. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: