Актуальные проблемы и тенденции развития специальной психологии. Проблемы развития специальной психологии

1. К основным проблемам современной специальной психологии можно отнести продолжающийся рост числа аномальных детей, с изменением структуры отклонений: снижается количество слепых и глухих детей, но непрерывно растет количество интеллектуальных нарушении. Первое связывают с прогрессом в области медицины, а второе - с увеличением злоупотребления алкоголем, с распространением наркомании и токсикомании. Все это определяет необходимость дальнейшего увеличения числа специальных учреждений коррекционно-педагогической службы.2. Специальная психология, развивающаяся как пограничная область знаний между медициной, педагогикой и социальной службой. Имеется необходимость в дальнейшей их интеграции для решения общих проблем аномальных детей. Но, к сожалению, эти сферы знаний имеют свои классификации, методические подходы, источники финансирования. Адекватным подходом к преодолению их изолированности являются ПМПК и комплексные реабилитационные центры.3. Только 8-9% сотрудников специальных учреждений имеют специальное образование. Это требует увеличения объема подготовки и специализации по специальной психологии и коррекционной педагогике при университетах.4. Значительно увеличилось количество сложных и смешанных отклонений развития. Это значительно утяжеляет нарушения, осложняет возможности их диагностики и коррекции; требует более дифференцированного подхода к их диагностике и коррекции. В связи с усилением асоциальных явлений в обществе увеличилось количество детей с девиантным поведением и сирот, детей-инвалидов для которых организуются специальные типы учебных заведений.5. По решению министерства образования с 1992 приоритетным направлением развития специальной психологии и коррекционной педагогики является создание специальных классов КРО (дети с ЗПР) и КО (дети группы риска) в общеобразовательных школах. Это сближает возможности обучения аномальных детей со своими сверстниками и уменьшает возможность развития вторичных психологических нарушений.6. Важное значение в связи с ростом благосостояния определенной категории лиц начинает выполнять специальное домашнее обучение, осуществляемое без изоляции ребенка от семьи и семейного воспитания, что обеспечивает более адекватное развитие его психики. Это именьшает возможность формирования различных форм депривации.7. Быстрое увеличение числа пограничных психологических нарушений и уменьшение тяжелых аномалии привело к принятию Министерством образования приказа о преимущественном развитии не специальных учреждений, а подготовки кадров по специальной психологии для работы в общеобразовательных учреждениях, с 1996 г. выделяются соответствующие штатные должности. Кроме того, специалисты-дефектологи требуются в широко развертываемую в настоящее время сеть ПМПК, реабилитационных центров, больниц.8. Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения.

Специальная психология испытывает на себе негативное влияние неоднозначности понятийного аппарата. Многозначность таких понятий, как «личность», «интеллект»,«норма развития» и другие, создает условия для столь же неоднозначной квалификации состояния детей и подростков. Дефектология уступает место Споры вокруг детей с ЗПР. В определении специальной психологической помощи предлагается термин «дети с особыми образовательными потребностями», который представляется нам адекватным тем специфическим задачам,которые призвано решать специальное образование в целом и специльная психология в частности..Больше всего споров ведется по поводу крайне разнородной группы детей,обозначаемых как дети с ЗПР.Для большиства исследований и практиков по отношению к данной группе детей ключевыми словами стали«эмоционально-волевая незрелость»,«слабость произвольной регуляции деятельности

Интеграция детей с различными отклонениями в развитии в учреждения общего образования должна готовиться, иначе можно ожидать еще большую травматизацию ребенка по сравнению с пребыванием его в спец.образ.учреждении. В связи с усилением интеграционных процессов в образовании,в одном классе или дошкольной группе могут находиться самые разные категории детей,которые в свое время Л. С. Выготским были отнесены к разряду «трудных».У них отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта или длит.хронич.заболеваний. Дети «соц.риска»-это дети из детских домов и приютов,дети из семьи беженцев и переселенцев. Они находятся в тяжелых соц.условиях, будучи психолог.ослабленными,оказываются в образов.учреждении еще и в полной психолог.изоляции по причине предубеждений этнического порядка,имеющих место как у детей и родителей,так иногда у работников образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: