ПОТРЕБНОСТЬ - нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, внутренний побудитель активности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и в конечном счете, в поведении. Классификация потребностей зависит от структуры изучаемого объекта.
Различают потребности:
· по сферам деятельности:
ü потребности труда
ü познания
ü общения
ü отдыха
· по объекту потребностей:
ü материальные
ü духовные
ü этические
ü эстетические и др.
· по значимости:
ü доминирующие/второстепенные
ü центральные/периферические
· по временной устойчивости:
ü устойчивые
ü ситуативные
· по функциональной роли:
ü естественные
ü обусловленные культурой
· по субъекту потребностей:
ü групповые
ü индивидуальные
ü коллективные
ü общественные
«Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
· Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
· Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
· Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
· Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
· Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.
Роль потребностей:
Во-первых, потребности являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Они всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как изготавливаются новые блага, соответствующие таким целям, В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, авангардная роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают поступательное движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.
Закон возрастания потребностей является законом общественного прогресса. Он характеризует не просто появление все новых и новых потребностей, а изменение их структуры, что отражает продвижение человека и общества ко все более богатой жизни. Потребности развиваются по вертикали и по горизонтали: с удовлетворением потребностей низшего уровня у людей появляются потребности более высокого уровня и эти потребности появляются у все большего количества людей.
Три этапа развития развития потребностей в развитых странах в 20 ст:
І – до середины 50-х гг. – доминировали материально-вещественные потребности.
ІІ – 50-80 гг. – переход к „экономике потребления”: формируются социальные потребности – образование, медицина, спорт, отдых, развлечения, бытовое обслуживание.
ІІІ – гуманитарные потребности – духовное развитие личности, творчество.
Экономические ресурсы - это материальные и интеллектуальные элементы, необходимые для организации процесса производства, распределения и перераспределения товаров и услуг. Каждая страна имеет в своем распоряжении ресурсы. Их может быть больше или меньше, чем у других стран, но они всегда ограниченны.
Основные виды ресурсов:
1. Природные (исчерпаемые и не исчерпаемые ресурсы, а также, заменимые и незаменимые);
2. Трудовые (население в трудоспособном возрасте);
3. Материальные (все созданные человеком средства производства);
4. Финансовые (денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства);
5. Информационные (научная, научно-техническая, проектно-конструкторская, статистическая, технологическая, информационная информация, а также другие виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта);