Вопрос 7. Структура и инфраструктура рынка. «Провалы рынка» и роль государства в современной рыночной экономике

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих осо­бенности организации и функционирования того или иного от­раслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все ас­пекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и не­ценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Типологии ры­ночных структур исходя из признаков отраслевого рынка.

1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.

2. Контроль над рыночной ценой. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами.

4. Условия вступления в отрасль, наличие или отсутствие барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция - конкурен­ция в отношении качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

В зависимости от содержания каждого признака и их сочета­ния формируются разные типы отраслевых рынков (разные мо­дели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии:

совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ­водителям стандартизированной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конку­ренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополи­стическими рынками;

чистая монополия — тип рыночной структуры, характери­зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли­рующей цену;

монополистическая конкуренция — тип рыночной структу­ры, в рамках которой продавцы дифференцируемой про­дукции конкурируют между собой объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного пре­имущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую­щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе­мы продаж).

Каждая из этих рыночных структур отличается разной сте­пенью рыночной власти отдельного производителя, которая на­ходится в обратной зависимости от степени развития отноше­ний конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуа­цию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если ры­ночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену произво­димой продукции за счет изменения объемов выпуска.

Инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Инфраструктура выступает связующим элементом во взаимоотношениях между основными субъектами экономических отношений – производителями экономических ресурсов, конечных товаров и их непосредственными потребителями. Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.). Инфраструктура в любой социально-экономической системе – это, прежде всего, совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы. Из этого определения вытекает, что инфраструктура, как некая подсистема в иной системе, призвана, во-первых, обеспечить функционирование взаимосвязей между элементами самой системы, к которой относятся ее объекты и субъекты. Именно в этом состоит ее основная функция, которая, очевидно, имеет пассивный характер. Помимо обеспечивающей функции инфраструктура одновременно выполняет регулирующую функцию, определенным образом упорядочивая взаимодействие элементов самой системы. Эта функция является активной. Первым элементом инфраструктуры являются соответствующие институты общего назначения и специальные институты. Деятельность институтов общего назначения ориентирована на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками. Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые фирмы и пенсионные фонды, дело которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению опасности предпринимательской деятельности. Государство в этой части рыночной инфраструктуры представлено, прежде всего, центральным банком и налоговыми службами. Говоря об институциональной составляющей рыночной инфраструктуры, следует также отметить особую роль такого элемента инфраструктурного обеспечения рынка ресурсов, как институты функционирования рынка труда. Их развитие напрямую связано с одной из ключевых макроэкономических проблем – обеспечением полной занятости. В целом институциональная составляющая образует наиболее важный элемент рыночной инфраструктуры, выражающий ее сущность, наиболее осязаемо, и являющийся классической формой ее проявления. Вторым элементом современной инфраструктуры рынка являются информационные сети и потоки, а также институты, (включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры. Информационная составляющая выполняет важную роль – она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры с внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Третий элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как дело институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее "правила игры" в рыночной среде. Таким образом, внутреннее содержание рыночной инфраструктуры дополняется ее внешним содержанием – нормообразованием. Четвертый ингредиент рыночной инфраструктуры – уровень рыночного мышления и поведения населения, его готовность следовать правилам и закономерностям функционирования рынка. Это тот самый субъективный ингредиент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в переходных экономических системах.

Конъюнктура рынка — экономическая ситуация на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж. Положение на рынке зависит от конъюнктуры рынка, т.е. от состояния спроса и предложения. Другими словами, конъюнктура рынка — это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют. Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность. Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода. Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения в международной обстановке. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его.

Задачи конъюнктуры:

· интегральные и дифференцированные оценки состояния рынка, типологии рыночной ситуации и градация состояния рынка;

· характеристика масштаба (типа) рынка;

· оценка и анализ основных пропорций развития;

· выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов;

· оценка цикличности и сезонности развития;

· оценка рациональных различий;

· оценка деловой активности;

· анализ монополизации рынка и уровня конкуренции;

Провалы рынка:

· естественные монополии — одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д. Усиление конкуренции, т.е. появление других фирм-производителей, снижает эффективность использования ограниченных ресурсов, так как новым фирмам в ходе конкурентной борьбы пришлось бы прокладывать параллельные коммуникации;

· информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества;

· внешние эффекты — ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Примером негативного внешнего эффекта может послужить загрязнение окружающей среды производственным предприятием, громкая музыка у соседей и т.п. Поскольку при свободном рынке производитель не интересуется создаваемыми им внешними эффектами, и в большинстве случаев они наносят вред, государство должно взять на себя контроль за ними;

· общественные блага — блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей. К таким благам относятся национальная оборона, свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ (так как никого невозможно исключить из пользования этим благом). Государство, собирая налоги, в состоянии обеспечить финансирование общественных благ.

Преимущества:

1) рынок – это регулятор общественного производства, т. е. он контролирует динамику спроса и предложения на произведенную продукцию;

2) рынок – это саморегулирующаяся система;

3) ресурсы и факторы производства на рынке эффективно распределяются и перераспределяются, а структура общественного производства приспосабливается к системе потребностей;

4) механизм рынка обеспечивает рост производительности труда, а также стимулирует снижение издержек.

Но рынок не является абсолютно идеальным механизмом, в соответствии с этим он имеет свои недостатки:

1) рынок не может контролировать внешние для него эффекты (экстерналии), которые представляют собой внешнее воздействие на структуру и механизм рынка;

2) не каждая потребность может выражаться в деньгах, через величину спроса и быть удовлетворена рыночным способом (например, потребность в социальной защите, правопорядке и т. д.). В этом случае необходимо государственное вмешательство;

3) рынок не может обеспечить экономику необходимым количеством денежной массы, поскольку эмиссия денежной единицы – это прерогатива государства и монопольная функция центрального банка страны;

4) часто функционирование рынка приводит к возникновению монополии, поэтому необходимо антимонопольное регулирование, которое может быть осуществлено только государством как высшей формой власти;

5) в рыночной экономике доходы распределены крайне неравномерно, вследствие этого возникает социальная дифференциация. Поэтому государство берет на себя ответственность поддержки малообеспеченных слоев;

6) рынок не активизирует развитие научной деятельности и образования, а между тем это очень важные элементы экономики;

7) рынок не гарантирует права на труд, не регулирует уровень занятости и безработицы в стране, следовательно, государство организовывает биржи труда и выплаты трансфертных платежей;

8) только государственные органы проводят антиинфляционную политику, поскольку рынок не гарантирует стабильности уровня цен. Таким образом, с развитием экономики возникает необходимость государственного вмешательства. Проблема состоит лишь в установлении этих границ, так как излишний контроль характеризует командно-административную систему и полностью парализует механизм рынка.

Саморегулирующаяся рыночная система способствует рождению монополии, а значит уменьшению конкуренции. В таких условиях государство вынуждено взять на себя ответственность за обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы. С этой целью применяется антимонопольное законодательство, препятствующее объединениям крупных предприятий. Не менее сложным вопросом для государства является регулирование так называемых «внешних» или побочных эффектов. Внешние эффекты – факторы, которые не учитываются при определении общественного продукта, но которые влияют на благосостояние людей. На микро уровне внешние эффекты могут быть определены как издержки или выгоды от производственных операций, не учтенные в ценах. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. К числу недостатков рынка относится проблема, связанная с контролем денежной массы в обращении. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства, поэтому имеет место нехватка или, наоборот, изобилие денег. Решение этих вопросов государство осуществляет в лице Центрального банка. В отличие от других финансовых институтов, руководствующихся соображениями коммерческой выгоды, центробанк страны призван защищать интересы общественные. Особое внимание современное государство вынуждено обращать на существование социальных проблем. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к дифференциации в уровне жизни населения, социальной незащищенности наиболее бедных слоев. Если рыночное распределение не устраивает большинство населения страны, то это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Перемещение части доходов от обеспеченных слоев к нуждающимся возможно двумя путями: через так называемые трансферты и установление фиксированных цен на социально значимые товары и услуги, а также минимального размера оплаты труда. Трансферты – выплата денег, передача товаров и услуг населению или фирме в одностороннем порядке, а не в обмен на товар или деньги. Роль государства – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т. д. Все рассмотренные функции государства в экономике должны соответствовать трем важнейшим принципам экономической деятельности: эффективности, справедливости и стабильности. Эффективность обозначает, что государство призвано создавать условия, обеспечивающие эффективное функционирование производства. Справедливость предполагает перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций для сглаживания имущественного неравенства, рождаемого рынком. Стабильность требует проведения специальных мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: