Основы построения оптимальной структуры предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность очень разнообразна по формам своего проявления: от поиска новых рынков, оптимального сочетания производственных ресурсов и способов производства до вовлечения в свою орбиту науки, новых организационных управленческих, финансовых технологий, которые ориентируют не только на извлечение максимально возможной прибыли в данный момент, но и на обеспечение финансовой и экономической устойчивости деятельности организации на длительный период.

Й. Шумпетер, который внес значительный вклад в развитие теорий предпринимательства, считал, что предпринимательская деятельность связана с новаторством, с развитием производственных сил общества. Эффективно используя новшества технического, технологического, организационно-управленческого и маркетингового характера, предприниматель добивается тех изменений в сфере хозяйственного оборота в производстве и обмене, которые обеспечивают ему дополнительный доход. Следует сказать, что вопрос об источнике дополнительного дохода всегда был центральным при выявлении сущности предпринимательства.

П. Друкер, один из крупнейших специалистов современной теории и практики менеджмента, считает главным для предпринимателей умение использовать любую возможность, предоставляемую ему в бизнесе внешней средой с максимальной выгодой.

Приведенные две точки зрения не только дополняют друг друга, помогая лучше разобраться в структуре предпринимательства, но и подчеркивает, что предпринимательская деятельность способствует выравниванию условий для производства и обращения в конкретных отраслях и одновременно создает условия для нового неравновесия, но уже на более высоком уровне, поднимая материальную культуру общества, развивая его производительные силы. Развитие предпринимательства во всех странах способствовало более рациональному использованию ресурсов, удовлетворению растущих потребностей и в конечном счете - экономическому росту. Это одинаково справедливо как на макроэкономическом уровне, так и на уровне микроэкономики, т.е. на уровне предприятий и организаций.

Структура предпринимательской деятельности должна в наибольшей степени соответствовать реализации цели предприятий в условиях конкретной экономической среды, которая характеризуется постоянными изменениями. Поэтому можно говорить о сложной и изменчивой структуре предпринимательской деятельности.

Для более глубокого понимания структуры предпринимательской деятельности необходимо дать ее конструктивное определение, а затем определить направления ее оптимизации в зависимости от ряда факторов (целевой установки, масштабов бизнеса, отраслевой принадлежности, организационно-правовой и организационно-экономической форм).

Предпринимательская деятельность может быть структурирована в соответствии с положенными в основу подходами, целями и задачами. Целесообразно рассмотреть основные признаки, по которым может быть дифференцирована предпринимательская деятельность на макроэкономическом уровнях.

А. С позиций макроэкономики можно выделить две разновидности структур: иерархическую и видовую. С точки зрения уровней управления в соответствии с иерархическим устройством национальной экономически представляется возможным выделить следующую структуру предпринимательской деятельности:

1) индивидуально-предпринимательский уровень (предприниматель
без образования юридического лица);

2) коллективно-предпринимательский, или уровень организаций —
юридических лиц (хозяйственных товариществ и обществ), не имеющих в
своем составе дочерних предприятий;

3) надорганизационный уровень, представленный акционерными
обществами, имеющими в своем подчинении дочерние общества и
предприятия (финансово-промышленные группы, холдинги, консорциумы и
т.п.);

4) международный уровень (транснациональные и многонациональные
компании).

Такую структуру следует идентифицировать как иерархическую.

Макроэкономический подход, выделив в национальной экономике доли, соответствующие каждому уровню из рассмотренных, позволяет говорить о степени развитости рыночных отношений и научно-технологическом развитии той или иной страны. В наиболее развитых странах в структуре предпринимательской деятельности по уровню иерархии национальной экономики преобладают 3-й и 4-й уровни. Например, как показывает мировой опыт, финансово-промышленные группы позволяют перестроить производство на новом техническом уровне, обеспечивающем конкурентоспособность продукции «сбрасывая» устаревшие производства в экономически менее развитые страны.

Макроэкономический подход предполагает структурирование предпринимательства в национальной экономике не только по иерархическим уровням, но также и по конкретным видам бизнеса (коммерческое предпринимательство, производственное, финансовое, консалтинговое и т.п.). Это структура видовая.

Видовой подход, или структура видов предпринимательской деятельности в национальной экономике, также служит своеобразным индикатором уровня развитости той или иной страны. Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства: здесь осуществляется производство продукции, удовлетворяющей самые разнообразные потребности, оказываются в том числе информационно-интеллектуального характера, даются духовные ценности. Чем более развито производственное финансовое предпринимательство, тем более в целом экономически развита страна. При переходе наиболее развитых стран на индустриальную стадию развития основной сферой деятельности производственного предпринимательства становится сфера услуг при расширении сферы финансового предпринимательства. Разнообразные формы финансового предпринимательства втягивают в рыночные отношения все больше хозяйствующих субъектов.

Б. С позиций микроэкономики можно выделить также две разновидности структур предпринимательской деятельности: логико-технологическую и функциональную.

Структурирование предпринимательской деятельности с точки зрения постановки бизнеса предполагает прежде всего последовательность действий, в результате которых складывается и оформляется та или иная форма предпринимательства. Такой подход условно можно назвать логика-технологическим подходом к структурированию бизнеса. Здесь структура представлена последовательностью логических технологических этапов, формирующих предпринимательскую:

• появление идеи (новые иди усовершенствованные товары,
технологии);

• определение потребности в новом товаре или продукции, т.е.
выявление спроса на нее;

• поиск, финансовых ресурсов для реализации идеи;

• изыскание материальных условий (здания, помещения, оборудование для материализации идеи и т.п.);

• использование необходимых организационных возможностей,
включая поиск партнеров-компаньонов, гот оных разделить риск реализации
идеи в коммерческих целях;

• информационное и нормативно-правовое обеспечение, использование доступных методов страхования риска при реализации идей в коммерческих целях и т.п.

Анализ предпринимательской деятельности показывает, что логико-технологическая структура, т.е. состав и последовательное этапов ее становления и реализации, не определяется однозначной отраслевой принадлежностью и ее формой. Независимо от них предпринимательская структура определяется логикой развития бизнеса.

Часто в поэтапном рассмотрении структуры предпринимательской деятельности вместо идеи указывают формулировку предпринимательской деятельности, совмещая два этапа: этап формулировки идеи и этап трансформации идеи в цель бизнеса.

Наряду с логико-технологическом подходом, который выделяет последовательные этапы становления предпринимательской деятельности, существует подход, структурирующий предпринимателя исходя из составляющих его видов деятельности (функций). Так подход называется функциональным. Его необходимость вызвана тем, что для организации предпринимательства важно определить структуру видов деятельности, из которых складывается собственно жизнедеятельность. Под структурой предпринимательской деятельности здесь понимается совокупность организационных, экономических, финансовых, маркетинговых, управленческих и снабженческо-сбытоъых видов деятельности, объединенных для получения под свой страх и риск прибыли и используемых в конкретном бизнесе как постоянные функции для достижения поставленных целей. Эти виды направлены на обеспечение функций, определенным образом организованных и направленных реализацию цели предпринимательской деятельности.

Функциональный подход, примененный к различным видам предпринимательской деятельности, может служить своеобразным индикатором степени их развитости и интегрированности в национальную экономику. Так, если на уровне индивидуально-предпринимательской деятельности наибольший удельный вес имеют финансовый и производственный аспекты, то на более высоких уровнях, когда принимается решение использовать значительно более ощутимые объемы ресурсов, несоизмеримо возрастают значимость и удельный вес маркетинговой и организационной деятельности. В свою очередь финансовая деятельность на более высоком уровне иерархии национальной экономики (например, уровень ФПГ или холдинговой компании) становится более дифференцированной, включая развитый сектор страховой, банковской деятельности. Акцент смещается в сферу функций, обеспечивающих поиск направлений роста капитализации стоимости компании, продвижения акции на ведущие биржевые площадки. Очевидно что развитие этих функций возможно только в национальной экономике, имеющей развитую рыночную инфраструктуру на каждом функциональном рынке экономике в целом.

В то же время совершенствование структуры предпринимательской деятельности ускоряет развитое национальной экономики, поскольку развитие тех пли иных видов предпринимательской деятельности способствует развитию соответствующей рыночной инфраструктуры. Этому же способствует и развитие ФПГ и холдинги.

Таким образом, проблема оптимизации структуры предпринимательской деятельности важна не только для развития собственного бизнеса каждого предпринимателя, она приобретает национальное значение и характер регулятора экономического роста и структуры изменений в национальной экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: