Типы профконсультаций

1. Ранняя, детская, консультация. Это, скорее, консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей, это консультация по формированию положительного отношения к труду, а также выбору кружка или спецшколы.

2. Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе (подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и операциональной основ самоопределения, когда у школьника создается представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей).

3. Профконсультация для учителей учащихся. Часто, прежде чем начать разговор о проблемах детей, некоторые учителя хотят немного рассказать о себе, поэтому важно уметь выслушивать и учителей, иначе возникнет риск, что с ними так и не сформируются доверительные отношения. В целом важно организовать реальное сотрудничество с учителями (особенно с классными руководителями и учителями труда), при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку.

4. Профконсультация для родителей учащихся. Так же как и в работе с учителями, важно быть готовым выслушивать собственные проблемы родителей, постепенно выводя их на уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям.

5. Профконсультация для старшеклассников и выпускников школ (главная особенность этого типа профконсультации — помощь в конкретном выборе, а также уточнение и перепроверка выбора).

6. Помощь абитуриентам в уточнении специальности (факультета, кафедры) уже выбранного учебного заведения. Главная проблема — школьные профконсультанты могут и не знать особенностей специализаций и кафедр конкретных учебных заведений, поэтому важно либо обеспечить взаимодействие с представителями этих заведений, либо найти и подготовить профконсультантов в самих этих заведениях.

7. Профотбор на профессии с особыми условиями труда (операторские, военные, летные). Часто проводится с использованием психофизиологической аппаратуры и предполагает разработку тестовых норм для конкретных трудовых постов, а не просто нормы «для летчика» или «для оператора».

8. Профконсультация безработных при смене работы предполагает: а) выбор новой профессии и нового места работы; б) выбор профессии и места ее приобретения. Важно учитывать прошлый опыт взрослого клиента. Часто приходится предлагать непривлекательные варианты (акцент в этом случае переносится на помощь в обретении смысла в непривлекательном варианте).

9. Профконсультация работников кадровых служб предприятий, организаций, учебных заведений. Важно помнить, что эти работники — сами неплохие психологи. Главная проблема многих кадровых работников — недостаток такта при общении со своими клиентами (но консультировать их по данному вопросу следует так, чтобы они не восприняли помощь как морализаторство). Перспективными здесь представляются различные коммуникативные тренинги с моделированием ситуаций собеседования при приеме на работу или при решении различных трудовых споров.

10. Профконсулътация подростков и взрослых инвалидов. Особое требование — компетентность при использовании методов клинической психологии. Очень важен особый такт при работе с данными категориями клиентов. Инвалиды — ранимые, чувствительные, тонкокожие, как сказала одна воспитательница из школы-интерната для детей с ДЦП. Они быстро влюбляются, открывают душу, но и быстро разочаровываются в психологе, если обнаруживают фальшь, неискренность, слабую заинтересованность в своих проблемах. Многие исследователи отмечают, что часто самооценка инвалидов сильно завышена, особенно в интернатах, где они окружены теплотой и заботой. Как это ни парадоксально, но именно после окончания таких заведений подросток-инвалид может впасть в настоящую депрессию, столкнувшись с полным безразличием к своей судьбе со стороны общества.

11. Ретроспективная профконсультация, когда уже взрослый человек стремится осмыслить всю свою жизнь или важный отрезок жизни. Если жизнь прожита неудачно, то не всегда следует говорить такому клиенту правду (например, в случаях, когда человек может «сломаться», не пережить эту правду). Для некоторых людей бывают полезны иллюзии, что их жизнь все-таки удалась (это особенно важно для старых и пожилых клиентов).

30. Основные приоритеты профориентационной работы в условиях современной России (РФ)

Для проверки нашего критерия - свободы выбора - можно выдвинуть следующее предположение: чем больше в данном обществе реальной свободы, тем в большей степени в этом обществе развита профориентация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: