Приемы установления доверительных отношений в работе с людьми

Доверительные отношения – разновидность деловых межличностных отношений, в которых различаются 2 аспекта: отношения совместной деятельности и отношения собственно межличностные.

В малых группах и коллективах межличностные отношения подразделяются на деловые и личностные. Они регулируют общение как в ситуациях сотрудничества, так и в ситуациях противоборства. Взаимное доверие партнеров является главным признаком доверительного общения. Оно обеспечивает продуктивность обмена информацией и эффективную в целом организацию совместной деятельности.

В атмосфере межличностной привлекательности характер общения наиболее благоприятствует установлению доверительных отношений, т.к. чувство симпатии способствует налаживанию отношений сотрудничества. Чувство неприязни общение затрудняет.

Отношения межличностной привлекательности зависят от социального положения, половозрастных и профессиональных различий людей, личностных характеристик партнеров, от характера ситуаций: совместная деятельность, конкуренция, сотрудничество.

Межличностная привлекательность – взаимное отношение, в котором чувство симпатии является необходимым, но недостаточным условием для его возникновения.

Отношения межличностной привлекательности могут быть 2 видов:

1. Деловые, функциональные отношения взаимной полезности в достижении личных целей.

2. Собственно личностные отношения самовыражения. Потребности человека быть понятым, быть значимым для другого человека определяют значимость таких отношений и должны учитываться специалистом. По степени их выраженности, глубины они могут быть подразделены на приятельские; дружеские; доверительные функциональные и доверительно личностные. Юрист работает с людьми, которые не всегда обладают личностными качествами, которые могут располагать к дружеским отношениям. Вынужденный характер общения специалиста с лицами, причастным к правонарушениям, несовместимость убеждений, мировоззрения приводят к конфликтным ситуациям.

В психологии выделяются 4 основных уровня совместимости людей (Обозов Н.Н.):

Первый уровень – (социально-идеологический) предполагает общность убеждений, мировоззрения, взглядов на явления действительности, место и значение человека в социальной жизни.

Второй уровень – (социально-психологический) предполагает согласованность социальных и межличностных ролей, личностных отношений к миру.

Третий уровень -  (собственно психологический) предполагает согласованность характерологических, мотивационных свойств личности.

Четвертый уровень - (психофизиологический) – совместимость темпераментов, индивидуально-психологических особенностей.

Значимым признаком совместимости людей является сходство ценностей их внутреннего мира.

В социальной психологии изучены закономерности влияния расположения партнеров на продуктивность общения и характер развивающихся отношений.

Пространственные дистанции непосредственного общения:

1. Публичная зона – расстояние между собеседниками, превышающее 3 метра.

2. Деловая зона – расстояние между собеседниками от 1,5 до 3 метров.

3. Личная зона – от 0,5 до 1,5 метра. Это зона межличностных отношений. Оптимальна для доверительного общения (сочетание эффективности речевого воздействия и автономности собеседников).

4. Интимная зона – от телесного контакта до 0,5 метра. В этой зоне общаются люди, испытывающие доверие и интерес друг к другу.

Указанные зоны характерны для тех случаев контакта, когда собеседники могут выбрать сами дистанцию между союбой.

Успех в доверительном общении зависит от правильно понятых причин отношений партнера к другим людям, к конкретной теме беседы. Потребности человека представляют собой психическое отражение нужды, необходимости в чем-либо. Человек может испытывать потребности только переживая их как влечение, хотение и осознавать свои побуждения как интересы, стремления, убеждения.

Потребности подразделяются на такие группы:

1. Материальные – потребности обеспечения жизни человека как живого организма;

2.  Социальные – потребности, отражающие включенность человека в общественные отношения (потребность в общении, в труде, познавательные потребности, потребность в творчестве и др.).

Для установления и поддержания психологического контакта

с конкретным человеком нужно определить направленность и содержание его преобладающих потребностей. На возможность установления доверительного общения влияют потребности личности: потребности жизнеобеспечения; потребность в безопасности; потребность в эмоциональной близости; потребность в поощрении и достижениях.

    Потребности, выражающие отношение человека к людям, с которыми он вступает в контакт:

1. Поиск дружеских связей – выражается в стремлении к личным взаимоотношениям, при внесении личного содержания в профессиональную деятельность. Проявляется в интересе к личности партнера, в симпатии к людям.

Противоположный вариант: отвержение других, критичность в отношении к людям, отвержение сближения.

2. Потребность в уважении. Проявляется в уважении к другим людям, стремление стать чьим-то последователем.

Противоположный вариант: автономия – стремление освободиться от регламентированных отношений режима работы, правил деловых взаимоотношений.

3. Потребность доминирования– потребность контролировать поведение собеседника. Проявляется в стремлении к главенствующей роли в общении.

Противоположный вариант: пассивное поведение – подчинение силе.

4. Потребность достижения – желание преодолеть, опередить, сделать что-либо лучше других. Ориентация на самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели.

Противоположный вариант: Потребность избежать наказания приводит к сдерживанию побуждений, заставляет придерживаться норм и правил, принятых в данной группе(или коллективе). Стремление к чрезмерной осторожности, отсутствие инициативы. Переживание тревоги, паники, страха в ситуациях личных затруднений.

5. Потребность оказания помощи – проявление заботы, стремление участия в затруднениях других людей.

Противоположный вариант: негативизм – приписывание людям (миру) враждебной природы. Склонность к возмущению, обиде, враждебности к окружающим.

6. Потребность порядка – тенденция к упорядоченности, понятности взаимоотношений с людьми. Избегание сложных отношений между другими людьми.

Противоположный вариант: потребность игры – привнесение в профессиональные отношения элементов непредсказуемости. Потребность быть в центре внимания, привлечь к себе интерес, удивить людей оригинальностью мышления.

7. Потребность в покровительстве. Проявляется в предрасположенности к ожиданию совета, помощи в личных трудностях. Потребности в духовной близости, принятии личных ценностей, интересов другими людьми. Сочетается с дружественностью.

Противоположный вариант: потребность самозащиты. Характерна тенденция отстаивать свои права, особое положение, не признавать ошибки.

 В учебной литературе находим ряд рекомендаций, которые представляют интерес для будущего специалиста, в частности об информационных знаках внешней выразительности (Батышев А.С.):

- выражения лица, служащие для передачи эмоций, едины для всех людей вне зависимости от их национальности;

- язык тела человека может значительно противоречить его речи. Речь сама по себе не передает полного смысла того, что говорит человек, также язык тела сам по себе не может служить для точной передачи его мыслей;

- человек может находиться в одной позиции около 5 минут. В ходе общения большинство людей переходит от одной позиции к другой. Когда человек начинает не соглашаться со своим оппонентом, он меняет положение своего тела для того, чтобы приступить к изложению своих аргументов;

- в культуре наций отсутствует единый язык тела. Представители различных слоев общества по разному интерпретируют одни и те же телодвижения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: