Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический,
тактический и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоени
спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно
связана с физическими, психическими и тактичес возможностями спортсмена,
а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований,
использование иного спор инвентаря заметно влияет на содержание
технической подго спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые
базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической
оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является
обязательным для спортсмена, специализирующе в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и дейст, элементы
отдельных движений, которые не нарушают его рацио и в то же время
характерны для индивидуальных особен данного спортсмена.
Физическая подготовленность — это возможности функциональ систем
организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств,
от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, на он
овладеет средствами спортивной тактики (например, тех приемами,
необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной,
оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой,
командной).
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно
выделить две относительно самостоятельные и одновре взаимосвязанные
стороны: волевую и специальную психичес подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленност
(ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к
разумному риску в сочетании с обдуманнос решений), настойчивость и
упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в
достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими
мыслями и дейст в условиях эмоционального возбуждения),
самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть
изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть
воспиты и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочно
работы и спортивных соревнований.
В структуре специальной психической подготовленности спорт следует
выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной
подготовки:
· устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и
соревно деятельности;
· кинестетические и визуальные восприятия двигательных дейст и
окружающей среды;
· способность к психической регуляции движений, обеспечение
эффективной мышечной координации;
· способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать
информацию в условиях дефицита времени;
способность к формированию в структурах головного мозга опе реакций,
программ, предшествующих реальному дей.