Психологическое направление в социологии

Уже в недрах натурализма зрело недовольство им и стремление социологов выйти на уровень психосознательных факторов человеческого поведения. Псих. направление возникает в конце 19 в.

Психологический эволюционизм – направление, рассматривающее процесс развития общества как часть космической эволюции, переход от простых этапов к сложным.

Взгляды Л.Уорда. )

Лестер Уорд (1841-1913). Президент международного института социологии в Париже. Последователь Спенсера и Конта, анализ психологии поведения. Делил социологию на чистую и пракладную. Теория Дарвина не применима в полной мере для общества.

Основные работы: «Динамическая социология» (1883), «Психические факторы цивилизации», «Очерки социологии», «Чистая социология» и др..

Соц. эволюция, по Уорду, не может быть чисто биологической, природной, поскольку в обществе живут люди, наделенные сознанием, психикой. Генезис – спонтанно, природное развитие в эволюционном процессе. Телезис – развитие общества, на которое влияют осознанные, целенаправленные действия в обществе. Генезис- прогресс естественный, природный; телезис – прогресс, связанный с деятельностью людей, в основе которой лежат социальные и психические силы. Соц. силы – психические силы, действующие в коллективном состоянии человека.

Первичные соц. силы – желания: голод, жажда, половые потребности и т.д. Базой для их удовлетворения выступает труд. Вторичные желания: интеллектуальные, моральные, эстетические. Все эти желания – стимулы индивидуального поведения. Но он говорит и о психических факторах цивилизации: субъективных, объективных, социально синтезированных. Субъективные – проявления души (эмоции, чувства, воля). Объективные – интуиция, способность к изобретению, интеллект, проявление творческого духа. Соц. синтеза – экономия ума, экономия природы, соц. аспекты воли и интеллекта. Психологический эволюционизм – результат столкновения психической природы индивида с общественными условиями его жизни. Социальный прогресс обеспечивается социогенетическими силами (синтез социальных и природных): интеллектуальными и моральными.

Утопическая идея Уорда – идеальное государство – социократия. Основа его – научный контроль социальных сил через «коллективный разум общества».

Уорд стремился доказать, что в соц. эволюции ведущую роль играет психология человека и его воля.

Взгляды Ф. Гиддингса.

Франклин Гиддингс (1855-1931). Профессор Колумбийского университета, создал факультет социологии. Работа «Основы социологии» (1896). Естественный отбор должен дополнять социальный. Цель — достижение счастья. Использовал статистику. Выделял 3 класса: 1. гении; 2. нормальные; 3. уроды.

Основные работы: «Принципы социологии» (1896), «Элементы социологии» (1898), «Описательная и историческая социология» (1904) и др.

Психология – наука об элементах и происхождении умственных явлений в их наиболее обширных осложнениях и реакциях и об искусственной эволюции соц. среды. Социология – попытка объяснить возникновение, рост, строение и деятельность общества действием физических, жизненных и психологических причин, действующих совместно в процессе эволюции.

Три главные задачи социологии:

1. открыть условия для агрегации и соединения людей,

2. открыть «закон субъективного процесса» (управляющий соц. выбором),

3. открыть «закон объективный закон» (кот. управляет естественным отбором).

Общество – психическое явления, обусловленное физическим процессом.

Общество есть организация, отчасти создание бессознательной эволюции, отчасти результат сознательного плана.

Центральная теоретическая идея Гиддингса – идея «себеподобного осзнания» (родового сознания), т.е. это чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношению к другим. «Сознание рода» означает духовное единство разумных существ, что делает возможным их сознательное взаимодействие друг с другом при сохранении индивидуальности каждого.

В процессе соц. эволюции действуют 2 силы: бессознательная и сознательная. 1 – природные факторы, 2 – факторы субъективно-психологического характера.

В социальной структуре выделял три группы классов: «жизненные классы», которые различаются по срокам жизни, темпом смертности и рождаемости, «классы личностей», различающиеся по степени одаренности, «социальные классы».

В более поздних работах Гиддингс пересмотрел свои позиции и стал изучать возможность применения статистических методов в социологии, принимать участие в эмпирических исследованиях.

Влияние психологического эволюционизма на социологию в целом не было слишком значительным и сохранилось лишь в общей концепции эволюционизма. Это направление дополнило идеи Спенсера изучением психологических факторов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: