Любая научная дисциплина может претендовать на статус самостоятельной науки, если имеет четыре главных признака: 1) опора на четкую идеологическую базу (методологию); 2) наличие собственного объекта исследования; 3) наличие собственного предмета исследования; 4) наличие собственных методов исследования.
Психологическая наука (хотя и с некоторыми оговорками) обладает первыми четырьмя признаками, что, безусловно, определяет ее как самостоятельную научную (и учебную) дисциплину. Фактически нигде (ни в официальных документах — уставах психологических сообществ, материалах различных психологических съездов и конференций, ни в справочной, ни в монографической, ни в учебной литературе) четко и однозначно не прописаны цели и задачи научной психологии. Совершенно не устоялась внутренняя структура психологии, где субординационные и координационные связи между многочисленными отдельными психологическими дисциплинами либо только намечены, либо вообще не прослеживаются. До сих пор нет ни одного источника, где бы приводился полный перечень сформировавшихся к настоящему времени частных психологических наук. Внешняя структура науки также недостаточно определена, несмотря на амбиции и претензии психологии аккумулировать знания о человеке. Довольно указать на многолетние и жаркие споры по поводу области знаний, к которой следует относить психологическую науку: то ли к естественным дисциплинам, то ли к социальным, то ли к гуманитарным, то ли к метанаукам.
|
|
Таким образом, нужно констатировать, что психология как научная дисциплина, несмотря на свою более чем полуторавековую историю, до сих пор не оформилась в целостную конструкцию.