К настоящему времени психология представляет собой сильно разветвленную науку. В нее входят десятки самостоятельных дисциплин, компонующихся по многочисленным разделам. Причем эта компоновка и обособление дисциплин друг от друга носят довольно неупорядоченный характер. Главная причина такого положения заключается в относительной бессистемности процесса дифференциации науки. Поэтому дифференциация знаний идет не по какому-то плану, а ситуативно, спонтанно, неравномерно.
Наиболее простая группировка, обычно представленная в учебниках по психологии, выглядит как совокупность трех направлений, внутри каждого из которых перечислен ряд отдельных дисциплин. Первое направление изучает психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Сюда включены: психология труда с ее подразделениями; медицинская, педагогическая, юридическая, военная психологии. Ряд этот может быть сколь угодно длинным и зависит от существующего набора профессий и видов деятельности, что предопределило общее обозначение этой группы дисциплин как отраслевых наук. Второе направление определяется аспектами развития психики. Здесь в первую очередь имеются в виду возрастная психология с разбивкой на этапы в жизненном пути человека и сравнительная психология, то есть отрасль, исследующая филогенетические формы психической жизни на фоне сравнительного анализа психики человека современного вида с психикой животных (в первую очередь приматов) и наших предков биологического рода Homo. Третье направление исследует психологические вопросы отношений личности и общества и в целом отождествляется обычно с социальной психологией, внутри которой уже выделяются свои подразделы: социальная психология личности, психология малых групп, психология больших групп и т. д.
Существует ещё однаклассификации психологических наук: 1) библиотечно-библиографической классификации (ББК). Разработка этой классификации продиктована сугубо практическими соображениями удобства при работе в библиотечном деле, где требуются определенное упорядочение и строгая шифровка изданий, способствующие единообразной расстановке публикаций в библиотечных помещениях и быстрому отысканию заказываемой читателями литературы. 2) универсальная десятичная классификация (УДК).
Б. Г. Ананьев предлагал многоуровневую группировку психологических дисциплин по критерию «уровни психологической организации человека» (индивид — субъект деятельности — личность):
1) Для индивидного уровня:общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.
2) Для субъектного уровня: общая и генетическая психологии, психология познания, творчества, труда, инженерная психология.
3) Для личностного уровня:общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психология отношений, психолингвистика, социальная психология, психологическое учение о мотивации.