Внутренняя структура психологии

К настоящему времени психология представляет собой сильно разветвленную науку. В нее входят десятки самостоятель­ных дисциплин, компонующихся по многочисленным разделам. Причем эта компоновка и обособление дисциплин друг от друга носят довольно неупорядоченный характер. Главная причина такого положения заключается в относительной бессистемности процесса дифференциации науки. Поэтому дифференциация знаний идет не по какому-то плану, а ситуативно, спонтанно, неравномерно.

Наиболее простая группировка, обычно представленная в учебниках по психологии, выглядит как совокупность трех на­правлений, внутри каждого из которых перечислен ряд отдельных дисциплин. Первое направление изучает психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Сюда включе­ны: психология труда с ее подразделениями; медицинская, педагогическая, юридическая, военная психологии. Ряд этот может быть сколь угодно длинным и зависит от существующего набора профессий и видов деятельности, что предопределило общее обозначение этой группы дисциплин как отраслевых наук. Второе направление определяется аспектами развития психики. Здесь в первую очередь имеются в виду возрастная психология с разбивкой на этапы в жизненном пути человека и сравнительная психология, то есть отрасль, исследующая фило­генетические формы психической жизни на фоне сравнительного анализа психики человека современного вида с психикой живот­ных (в первую очередь приматов) и наших предков биологического рода Homo. Третье направление исследует психологические вопросы отношений личности и общества и в целом отождествляется обычно с социальной психологией, внутри которой уже выделяются свои подразделы: социальная психология личности, психология малых групп, психология больших групп и т. д.

Существует ещё однаклассификации психологических наук: 1) библиотечно-библиографической классификации (ББК). Разработка этой классификации продиктована сугубо практическими соображе­ниями удобства при работе в библиотечном деле, где требуют­ся определенное упорядочение и строгая шифровка изданий, способствующие единообразной расстановке публикаций в би­блиотечных помещениях и быстрому отысканию заказываемой читателями литературы. 2) универсальная десятичная классификация (УДК).

Б. Г. Ананьев предлагал многоуровневую группировку пси­хологических дисциплин по критерию «уровни психологической организации человека» (индивид — субъект деятельности — лич­ность):

1) Для индивидного уровня:общая, дифференциальная, возраст­ная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

2) Для субъектного уровня: общая и генетическая психологии, психология познания, творчества, труда, инженерная психология.

3) Для личностного уровня:общая, дифференциальная, сравни­тельная психологии, психология отношений, психолингвистика, социальная психология, психологическое учение о мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: