ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Муниципальное право Российской Федерации как отрасль публичного права, его особенности. 2
2. Предмет и метод муниципального права. 3
3. Муниципально-правовые нормы и институты. 5
4. Субъекты муниципально-правовых отношений. 6
5. Источники муниципального права Российской Федерации. 7
6. Понятие науки муниципального права Российской Федерации. 9
7. Источники науки муниципального права Российской Федерации. 10
8. Эволюция науки муниципального права Российской Федерации. 10
9. Основные проблемы науки муниципального права на современном этапе. 10
10. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. 10
11. Организация местной власти в советский период. 11
12. Общая характеристика англо-саксонской системы местного самоуправления. 12
13. Общая характеристика континентальной (французской) модели местного самоуправления. 12
14. Общая характеристика смешанной (германской) модели местного самоуправления. 13
|
|
15. Понятие местного самоуправления, его признаки. 13
16. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления. 14
17. Принципы местного самоуправления. 15
18. Функции местного самоуправления. 15
19. Система местного самоуправления, ее определение по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 16
20. Основные направления и принципы государственной политики в области развития местного самоуправления. 16
21. Государственная поддержка местного самоуправления. 16
22. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере местного самоуправления. 19
23. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления. 20
24. Европейская Хартия местного самоуправления (общая характеристика). 21
25. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. 22
26. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика и проблемы. 22
27. Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Закон Тверской области “О местном самоуправлении в Тверской области”. 25
28. Уставы о местном самоуправлении муниципальных образований: содержание и значение. 27
29. Порядок принятия уставов муниципальных образований, внесения в них изменений и дополнений. 30
30. Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. 31
31. Понятие территориальных основ местного самоуправления. Общие положения о территориях муниципальных образований. 32
32. Виды муниципальных образований. 32
|
|
33. Порядок образования, изменения и упразднения муниципальных образований. 32
34. Особенности организации местного самоуправления в городах. Понятие и виды городов как муниципальных образований. 34
35. Ассоциации и союзы муниципальных образований. 35
36. Местный референдум, правовое регулирование его проведения. Особенности регулирования по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 35
37. Муниципальные выборы. Законодательство Тверской области о муниципальных выборах. 36
38. Собрания (сходы) граждан. Их статус по ФЗ 1995 г. и 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 37
39. Система территориального общественного самоуправления населения. Виды и порядок избрания, основные полномочия органов территориального общественного самоуправления. 38
40. Народная правотворческая инициатива. Обращения граждан в органы местного самоуправления. 39
41. Представительные органы — основное звено в системе местного самоуправления. ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. о представительном органе. 40
42. Заседания (сессии) представительных органов местного самоуправления: порядок подготовки и проведения. 43
43. Постоянные комиссии представительных органов местного самоуправления: виды, функции, организация работы. 44
44. Правовые акты представительных органов местного самоуправления. Порядок подготовки и принятия. 44
45. Полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления. 45
46. Гарантии деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления. 47
47. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления: понятие и роль в осуществлении местного самоуправления. 48
48. Основы статуса выборного должностного лица местного самоуправления. 49
49. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления. 50
50. Порядок образования и структура исполнительных органов местного самоуправления (местных администраций) по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 51
51. Межмуниципальное сотрудничество по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 52
52. Полномочия главы местной администрации. 53
53. Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне. Содержание ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 53
54. Содержание и значение организационных методов планирования и прогнозирования в деятельности органов местного самоуправления. 56
55. Содержание и значение организационных методов информационного обеспечения и контроля в деятельности органов местного самоуправления. 57
56. Понятие муниципальной службы и ее принципы. 58
57. Принципы муниципальной службы. 58
58. Понятие муниципальной должности. Категории и виды муниципальных должностей. 58
59. Квалификационные требования, предъявляемые к муниципальным должностям. 59
60. Муниципальный служащий. Ограничения, связанные с муниципальной службой. 59
61. Права муниципального служащего. ФЗ “Об основах муниципальной службы”. 60
62. Обязанности муниципального служащего. 60
63. Гарантия и социальные льготы муниципальных служащих. 61
64. Поступление на муниципальную службу. Прохождение муниципальной службы. Закон Тверской области “О муниципальной службе в Тверской области”. 62
65. Прекращение муниципальной службы по ЗаконУ Тверской области “О муниципальной службе в Тверской области”. 63
66. Понятие и значение финансово-экономической основы местного самоуправления. 63
67. Муниципальная собственность: способы формирования и состав. 64
|
|
68. Управление и распоряжение муниципальной собственностью. 66
69. Основы приватизации муниципальной собственности. 66
70. Понятие и структура местных бюджетов. 66
71. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании. ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. 67
72. Основные источники доходов местных бюджетов. 67
73. Собственные доходы местных бюджетов (понятие, состав). 67
74. Виды местных налогов и сборов. 68
75. Отчисления от федеральных налогов как составная часть собственных доходов местных бюджетов. ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. 68
76. Основные направления расходов местных бюджетов. 69
77. Минимальный бюджет: понятие и значение. Минимальные государственные социальные стандарты. 69
78. Принципы межбюджетных отношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. 69
79. Бюджетное регулирование. Средства бюджетного регулирования. Бюджетный Кодекс РФ. 69
80. Система местного самоуправления. 70
81. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 70
82. Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях. 71
83. Муниципальный заказ. Правовое регулирование. Размещения муниципального заказа. 71
84. Понятие, состав и способы формирования компетенции органов местного самоуправления. 72
85. Предметы ведения местного самоуправления по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” 1995 г и 2003 г. 73
86. Неотъемлемые полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления. 75
87. Формы взаимодействия муниципальных органов и органов территориального общественного самоуправления. 75
88. Основные полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования. 75
89. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности. 76
90. Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов. 77
|
|
91. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды. 78
92. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи. 79
94. Полномочия органов местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения. 85
95. Полномочия органов местного самоуправления в области образования. 86
96. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения и социальной защиты. 87
97. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, физкультуры и спорта. 90
98. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности и охраны общественного порядка. 92
99. Понятие и система гарантий местного самоуправления. 95
100. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления. 95
101. Реформа местного самоуправления по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 96
102. Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед государством (на основе ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” 1995 г. и 2003 г.). 96
103. Функция организационно-правового обеспечения прав граждан на осуществление местного самоуправления. 98
104. Функция управления муниципальной собственностью. 99
105. Функция охраны общественного порядка на территории муниципального образования. 99
© Белов А.В.(составление), 2010
1. Муниципальное право Российской Федерации как отрасль публичного права, его особенности.
Дробление отраслей права на нормативные образования, сложившиеся под воздействием системообразующих факторов (предмет, метод, отраслевые принципы и т. д.) и обладающие полным набором системных признаков, позволяет подразделить отрасли на профилирующие (основные) и комплексные. Такая отраслевая классификация сложилась опять-таки в рамках привычного деления по "предмету—методу". В этом случае профилирующим отраслям свойственны свои методы правового регулирования, указывающие на юридическое своеобразие данных правовых образований. Муниципальное право не может быть отнесено к самостоятельным отраслям права, поскольку лишено собственного основного метода регулирования. В сфере отношений местного самоуправления муниципальное право объединяет регулирование норм различных отраслей права, сочетая в себе их юридические режимы.
Из вышеизложенного следует, что муниципальное право не может быть отнесено к профилирующим (основным) отраслям и потому не является первичным и самостоятельным образованием в системе российского права.
Согласно доминирующей в литературе точке зрения муниципальное право представляет собой комплексное правовое образование. Данный вывод базируется на двух утверждениях.
Во-первых, предмет муниципального права образуют комплексные общественные отношения различных сфер — финансов, налогов, землепользования и др., объединяющим началом которых является прежде всего территориально-локальный уровень их реализации. Подчеркивая комплексность отношений местного самоуправления, О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев усматривают их общность в способности населения решать вопросы местного значения. По мнению Е. С. Шугриной, однородный характер отношений, образующих предмет муниципального права, обусловлен правом населения на местное самоуправление4. Все это совершенно справедливые замечания, однако целесообразнее учитывать их в комплексе: единство, однородность, самостоятельность предмета муниципального права состоит в способности территориально организованного населения решать вопросы местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. В этой связи значительную часть предмета правового регулирования составляют не только вопросы самоорганизации и самодеятельности граждан, но и вопросы устройства, организации и функционирования муниципальной власти (органов и должностных лиц местного самоуправления).
Во-вторых, комплексность новой юридической отрасли обусловлена двойственной природой ее норм. С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (например, конституционного, административного, земельного, финансового), а с другой — оставаясь нормами данных правовых отраслей, входят во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права. Этот феномен С. С. Алексеев называет удвоением структуры права, что, по его мнению, полностью согласуется с философскими представлениями о существовании иерархии структур. Резюмируя, что комплексная отрасль права — это особая юридическая целостность, С. С. Алексеев объясняет ее своеобразие наличием специфических приемов регулирования, принципов, положений, свидетельствующих о существовании специального юридического режима. Применительно к муниципальному праву этот тезис может быть углублен. Комплексность муниципального права заключается не только в рассредоточении норм по основным отраслям и регулировании ими отдельных сторон отношений местного самоуправления. Кроме того, комплексный характер данной отрасли обусловлен наличием норм, замыкающихся в рамках сугубо муниципального законодательства, т. е. в отраслевых законах: об общих принципах организации местного самоуправления; о порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований; о статусе муниципальных служащих; о выборах в органы местного самоуправления и т. д., а также в иных нормативно-правовых актах: уставах муниципальных образований; решениях представительных органов и должностных лиц местного самоуправления.
Итог подобных рассуждений таков: муниципальное право — вторичное комплексное образование, объединяющее предписания различных отраслей (конституционного, административного, финансового, экологического, земельного, собственно муниципального), регулирующих деятельность местных органов власти и управления, муниципальных образований в целом.