Факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение

Криминальное поведение отличается от социально-положительного поведения как по содержанию направленности, так и по психорегуляционным особенностям. Для поведения большинства преступников характерны социально-ценностная дезадаптация и дефекты саморегуляции.

Преступное поведение осуществляется на основе снятия индивидом своей социальной ответственности по средством механизма защитой (самооправдывающей) мотивации, обесценивания общепринятых ценностей.

Преступное поведение — поведение конфликтное, оно всегда основано на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностью и социальной группой, между отдельными личностями и, на конец, в самой личности.

В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему сформированных у него внутренних условий, К ним относятся: система ценностных ориентации, особенности целеполагания и целедостижения, обобщенные способы поведения, психодинамические особенности саморегуляции.

Неразрывная связь психического с биологическим резко выражается в психических аномалиях, что имеет существенное юридическое значение. Психические аномалии сами по себе не криминогенны. Но при определенных условиях жизнедеятельности индивида могут выступать в качестве условия преступного поведения.

К психическим аномалиям можно отнести и крайне низкий уровень сознания индивида, его категориально-ценностную ограниченность. Все психические аномалии связаны с определенной степенью сужения сознания, повышением регуляционной роли подсознательных и бессознательных механизмов. Этим и определяется криминогенный характер психических аномалий.

Исследования показывают, что отдельные виды преступлений коррелируют с определенными психическими аномалиями. Доля психопатизированных индивидов высока среди лиц, совершивших насильственные преступления. Среди хулиганов значительная часть лиц отягощена остаточными явлениями черепно-мозговых травм. Доля олигофренов высока среди насильников и хулиганов. Умственно отсталые

индивиды чаще других совершают половые преступления. Психические аномалии связаны с трудностями социальной адаптации индивида, его пониженными возможностями отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

23. Агрессия: понятие, основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.

Агрессия, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой бращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Теории сущности агрессии.

Теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное.

Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

Теории побуждения - источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим.

теория фрустрации—агрессии - у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.

Краткая классификацию проявлений агрессии.

1. Болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения);

2. Физические, словесные и другие виды агрессии, связанные с усвоением норм и правил, неприемлемых для всего общества;

3. Различные виды агрессии, связанные с недостаточной усвоенностью норм и правил поведения в обществе или с недостаточной сформированностью собственных средств самоуправления в действиях и поступках (недостаточная обученность и воспитанность);

4. Все виды действий, которые одними наблюдателями интерпретируются как агрессивные, а у других наблюдателей связываются с проявлениями активности, настойчивости.
Управление агрессией.

1)Грозящее наказание может служить эффективным средством предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления; если наказание, которого он может ожидать, достаточно сурово.

2) демонстрация. Речь идет о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность и/или призывает других не поддаваться на провокации.

3)Информирование о наличии смягчающих обстоятельств — например, сообщение о принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях — может оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной реакции на подобные действия.

4) индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в результате просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической стимуляции.

24. Юридико-психологические аспекты виктимного поведения.

Предметом изучения виктимологии являются лица, которым преступлением причинен физический, моральный или материальный вред, в том числе и преступники; их поведение, находившееся в той или иной связи с совершенным преступлением; отношения, которые связывали преступника и жертву до момента совершения преступления; ситуации, в которых произошло причинение вреда. Цель криминальных виктимологических исследований — выявление причин и условий, при которых человек оказывается жертвой преступления.

Виктимное поведение - один из типов социально отклоняющегося поведения, имеющего определенную специфику.

Типы и виды виктимного поведения

Первоначально выделяются два типа виктимного поведения: устойчивое (личностное) и неустойчивое (ситуативное). Можно говорить еще о двух видах: активное и пассивное виктимное поведение.

Исходя из характера и степени выраженности личностных качеств, определяющих индивидуальную виктимную предрасположенность, можно выделить несколько типов жертв.

Универсальный (универсально-виктимный) тип. К этому типу относятся лица, обладающие явно выраженными личностными чертами, определяющими их высокую потенциальную уязвимость в отношении различных видов преступлений. Это обладатели виктимных предрасположений, реализация которых возможна в ситуациях различных преступлений.

Избирательный (избирательно-виктимный) тип. К этому типу относятся лица, обладающие высокой уязвимостью в отношении определенных видов преступлений. Виктимная предрасположенность может обусловливаться типичными формами поведения в сочетании с характером конфликтных ситуаций.

Ситуативный (ситуативно-виктимный) тип. Потерпевшие этого типа обладают средней потенциальной виктимностью и оказываются жертвами преимущественно в результате стечения ситуативных факторов, опасность которых оказалась для них непреодолимой.

Случайный (случайно-виктимный) тип. Жертвы этого типа оказываются таковыми в результате случайного стечения обстоятельств (например, в ДТП).

Профессиональный (профессионально-виктимный) тип. Виктимность жертв этого типа связана с их профессиональной занятостью.

Таким образом, вероятность стать жертвой обусловлена совокупностью личностных качеств человека (потерпевшего), взаимодействующих с ситуацией, но главное заключается в направленности поведения, ориентации, установке, цели, намерении, потребности. Развитие ситуации при совершении преступления во многом зависит от поведения жертвы, если ее виктимное поведение является активным. Порой можно говорить даже о вине потерпевшего (если поведение не только аморальное, но и противоправное), который явно провоцирует преступника и облегчает его действия.

25. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы. Юридико-психологические аспекты внутригрупповых процессов в малой группе (социальной фасилитации, деиндивидуализации, групповой поляризации, огруппления мышления, влияния меньшинства). Групповые нормы и ценности.

Малая группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Другие характеристики группы: 1) некоторая продолжительность существования, 2) наличие общей цели, 3) развитие групповой структуры, осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Классификация:

1.Группы делятся на лабораторные, етественные,

2. организованные, спонтанные

3.— открытые — закрытые группы —

4.стационарные и временные.

отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры.

  1. Принято выделять формальную и неформальную структуры группы или структуры формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) связей. Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний.
  2. Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.
  3. Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.
  4. Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния.

Под традиционной преступной группой понимают неофициальную общность людей, осуществляющих совместную деятельность, направленную на достижение криминальных целей. Преступная группа – это разновидность малой группы и при ее описании целесообразно обращать внимание на характеристики, традиционно изучаемые в социальной психологии. К ним относятся: численность и состав участников, организованность и структура, ценностные ориентации и групповые нормы, особенности взаимоотношений внутри группы и с другими сообществами, содержание деятельности.

Нижний предел численности преступной группы – 2 человека. Верхний предел - более 1000 человек. социальные пороки.

Близость возрастов благоприятствует формированию общих взглядов, способов поведения, проведения досуга. Это ускоряет процесс группирования и повышает криминальную мобильность.

По признаку пола группы могут быть: однополые; смешанные.

Одна из характеристик криминальных групп — это этнический или национальный состав ее членов.

ВНУТРИГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ:

Деиндивидуализация – утрата самоосознания, осознания человеком своей индивидуальности и боязнь оценки – возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде, люди могут отбросить свои обычные ограничения и утратить чувство индивидуальности. Результатом может стать снижение самоосознания и самоограничений.

Феномен социальной фасилитации – факт присутствия других людей во время выполнения Деятельности.

Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы (группа приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов). На этой почве возникает терроризм.

Огруппление мышления – режим мышления, возникающий для сплоченной группы. Стремление группы к внутренней гармонии. Симптомы этого неудержимого стремления к гармонии следующие: иллюзия неуязвимости, рационализация, никем не оспариваемая вера в этичность группы, стереотипный взгляд на противников, давление конформизма.

Феномен влияния меньшинства. По данным экспериментов, меньшинство наиболее влиятельно, если оно упорно и последовательно в своих взглядах, если в его действиях чувствуется уверенность и если ему удается переманивать перебежчиков из большинства.

26. Понятие конфликта. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Досудебное соглашение о сотрудничестве и медиация как примеры областей использования знаний конфликтологии в праве. Психологические основы разрешения конфликтов.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д. Конфликт разрастается, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. В общей схеме динамики конфликта выделяют семь стадий его развития:

Типология конфликтов. 1. Подлинный конфликт. 2. Случайный или условный конфликт. 3. Смещённый конфликт. 4. Неверно приписанный конфликт.

5. Латентный (скрытый) конфликт. 6. Ложный конфликт.

Конфликты в юридической деятельности:

1. Конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей юриста. Осознание невозможности одинаково хорошо выполнить все свои дела может привести добросовестного юриста к внутреннему конфликту, к потере уверенности в себе, разочарованию в профессии.

2. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей юриста. Адвокат, работники прокуратуры, коллеги могут оспаривать выбор следователем средств, методов, форм работы и т.д.

3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных видов юридической деятельности.

4. Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения юриста от различных директивных предписаний, правовых норм, оставляющих мало пространства для самодеятельности. При этом деятельность юриста находится под пристальным вниманием и контролем руководства, прокуратуры и общественности.

5. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере.

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон.

27. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.

Криминальная субкультура — криминальные традиции и обычаи граждан криминальной направленности.

Криминальная субкультура сплачивает правонарушителей, выступает в качестве регулятора их

поведения. Она искажает общественное сознание, трансформирует преступный опыт, расшатывает добропорядочность населения, блокирует процесс социализации молодежи, формирует общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм, создает положительный имидж некоторым категориям преступников и, наоборот, осуждает граждан, способствующих правоприменительным органам в их задержании.

Центральным элементом субкультуры является криминальная психология, т.е. система неписаных социальных ценностей и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений.

Для реализации социальных ценностей, их поддержки и наказания виновных в преступной среде

вырабатываются криминальные нормы (правила) поведения. Их основная функция —

регулировать взаимоотношения и поведение представителей криминального сообщества.

Криминальные нормы — это важнейший элемент субкультуры. Они регулируют все сферы

жизнедеятельности криминального сообщества: социальный статус его членов и их права;

В качестве механизма поддержания криминальных норм существует система санкций по

отношению к лицам, допускающим их нарушение.

Психологические особенности криминальной субкультуры:

1) невозможность дружеских контактов представителей высших и нижних страт;

2) жесткое деление на «своих» (соблюдающих криминальные нормы) и «чужих» (нарушающих криминальные нормы);

3) наличие клеймения (ярлыков, кличек), отражающий социальный статус представителей преступника;

4) ограничение продвижения вверх и легкость «скатывания» вниз;

5) ролевые предписания и субординацией межличностных отношений между представителями различных страт и др.

28. Прикладные аспекты использования учения о социальной ответственности в юридической психологии (вмешательство свидетелей в критические ситуации, готовность доверять и содействовать незнакомым людям и др.).

Вмешательство свидетеля. Было проведено множество исследований вмешательства свидетелей, из которых большинство показывают, что люди с меньшей вероятностью приходят на помощь в присутствии других. Считается, что присутствие других не дает человеку вмешаться, потому что он определяет ситуацию как неэкстренную и распыляет ответственность за действия. Это нормальное человеческое поведение. Мозг не стремится информационно перезагружаться, и новая информация не запоминается. Любое поведение стремится к адаптивности. Если поведение не будет адаптивным, то оно приведет к гибели организма. Поэтому каждый человек старается не вмешиваться в критической ситуации. В обычной ситуации никто никому не поможет, необходимо адресное обращение.

Такое поведение характерно для крупных населенных пунктов. Все зависит от величины населенного пункта и от социальных сетей. Люди склонны сбрасывать с себя социальную ответственность, что бы сохранить адаптивность поведения. В противном случае дезадаптация либо вмешательство в ситуацию.

29. Психология в расследовании преступлений. Психологические аспекты отдельных следственных действий.

Основу деятельности в раскрытии и расследовании отдельных преступлений, составляют тактические приемы, образующие в совокупности следственную тактику.

Важное место в формировании тактики следственных действий занимают данные

психологии:

- обязательное психологическое изучение личности лиц, причастны к расследуемым событиям;

- обеспечение психологического контакта с ними и оказание на них правомерного психологического воздействия;

- обладание следователем специфическими особенностями личности, обусловливающими эффективность его профессиональной деятельности.

Учет психологических особенностей личности позволяет предвидеть поведение индивида

в конкретных ситуациях (например, при задержании преступника, определении при этом тактических приемов задержания).

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ:

- внимательное изучение личности подследственных;

- прогнозирование их поведения;

- выяснение условий, способствующих подготовке, совершению преступлений либо сокрытию преступника от следствия.

Психологический анализ требует внимательного изучения личности подследственных, что влияет на характер действий следователя и выбор наиболее эффективных тактических приемов.

Важной составной частью следственной тактики являются тактические приемы решения следственных задач.

В психологическом плане тактический прием - это выбор следователем такого поведения, которое обеспечивает надлежащий климат, наиболее выигрышное положение в конфликтной ситуации, наилучший психологический контакт.

Использование тактических приемов зависит от условий, в которых он применяется.

30. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.

Дистанционная психодиагностика — это опосредованное изучение личности с помощью аудиовизуального наблюдения, изучения фото- и кинодокументов, опроса близких людей, использования техник косвенного допроса и косвенного обследования и пр. Важное место тут занимает анализ речи и текстов, которые наверняка принадлежат изучаемой личности.

Параметры личности могут быть выявлены по:

симптомы общего самочувствия, уровень общей активности;

особенности личности, связанные с силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов.

На сегодняшний день актуальными являются экспериментальные исследования проблемы идентификации личности по устной речи и голосу. К основным характеристикам голоса относятся тембр, высота основного тона, громкость. По голосу можно узнать о таких физических состояниях, как торможение (усталость, тяжесть, расслабленность, слабость, депрессия, сонливость, апатия, безразличие) или возбуждение. Можно сказать, настроен ли человек на выполнение какого-либо действия, т.е. есть ли в нём уверенность или растерянность.

По голосу можно узнать и об эмоциональном состоянии человека. Громкий и сильный голос характерен для экстравертов. Голос с придыханием указывает на интроверсию, невротичность и тревожность. Резкий, металлический и звучный голос указывает на эмоциональную стабильность, экстраверсию и доминантность.

Паузы и продолжительность речи также являются значимыми. Так, короткие периоды перед началом речи, меньшее количество пауз заполнения и меньшее количество пауз молчания (более 2 секунд) характерны для экстравертов.

Специально подготовленные специалисты способны дистанционно (скрытно) проводить разносторонний анализ личности по фотоизображению, почерку и росписи.

Практика показывает, что хорошо подготовленный и опытный спецоператор способен выявить не только такие личные качества, как трудоспособность, честность, склад ума и темперамента, способность ориентироваться в сложной обстановке, неподкупность, наличие или отсутствие пороков и т.д., но и определить основную мотивацию его поступков, симпатии и антипатии к определенным людям, социальным средам, общественным явлениям и укладам.

31. Следственный анализ преступления (следственное профилирование - offender profiling).

Следственный анализ преступления – попытка выдвижения гипотезы о личности преступника на основании анализа места преступления, информации о жертве и знания деталей ранее совершенного преступления. Профилирование места преступления подразделяют на 4 категории: 1) психологическое профилирование; 2) составление профиля преступника; 3) географическое профилирование; 4) предположительный анализ смерти. Психологическое профилирование должно составлять основу стратегии интервьюирования и тестирования подозреваемых и должно быть нацелено на то, чтобы определить, соответствуют ли их личностные особенности стандартным характеристикам преступников, которые базируются на результатах исследований. Например, интервьюирование и тестирование подозреваемых может проводиться с целью определить, вписывается ли он в эмпирически сложившуюся типологию преступника. Следственное профилирование лучше рассматривать как стратегию, позволяющую следственным органам сузить круг поиска и выработать обоснованные предположения относительно личности виновного.

32. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.

Массовые убийства случаются быстро и непредсказуемо, без предупреждения, поэтому преступникам обычно уда­ется довести дело до конца. Личность преступника, как правило, известна, и его жизнь часто обрывается на месте преступления. Массовые убийцы это чаще всего разочаровав­шиеся в жизни, озлобленные люди, мучающиеся от чувства беспомощности. Им, как правило, от тридца­ти пяти до сорока пяти лет, и они уверены, что едва ли смогут улучшить свою жизнь. Их личная жизнь не отвечает их стандартам, и многие из них перенес­ли какую-либо трагическую или очень значимую для них потерю, например, потерю любимой работы.

Массовые убийства обычно тщательно планируются, иногда в течение очень длительного периода вре­мени. Кроме того, жертвы, которых выбирают массовые убийцы, как правило, либо как-то символически свя­заны с источником их несчастья (например, с их ра­ботой), либо это люди, которых преступники нена­видят, поскольку считают виновниками своих неудач. Массовое убийство это их шанс отомстить, полу­чить власть и превосходство над другими людьми, обратить на себя внимание и получить признание. Хотя подобные преступления чрез­вычайно редки, социальное и эмоциональное воздей­ствие, которое они оказывают на ближайшее окруже­ние (и общество вообще), весьма значительны.

Массовые убийства и геноцид относятся к особому виду политического насилия.

Свидетель - особая психологическая фигура в психологии массовых убийств. Без их одобрения и поддержки невозможно не только массовое, но даже индивидуальное насилие. Те, кто участвует в актах насилия, нуждаются в том, чтобы их террористические действия были санкционированы какой-либо сочувствующей им общностью. Они нуждаются в том, чтобы их действия были признаны не просто правильными, но и героическими.

Известно, что ни один геноцид, ни один случай массовых убийств не происходил без толпы и бурно выражаемого одобрения тех, кто не участвует в актах насилия.

33. Юридико-психологическая характеристика краж.

Лица, совершающие кражи, имеют ряд общих особенностей. Они относятся к наиболее социально запущенной категории правонарушителей. Побудительные механизмы - устойчивость корыстных побуждений. Этим объясняется высокий уровень повторности и специального рецидива в данном виде преступлений. Воры обладают большим криминальным опытом, сложившимися взглядами и стереотипами антиобщественного поведения. Их потребности и интересы крайне ограниченны и примитивны, отчуждены от социальных ценностей. Личность преступника- вора, как правило, деформирована его устойчивым включением в криминальную среду, дефектами семейного воспитания уже в раннем возрасте, хроническим неудовлетворением его насущных потребностей, постоянной ситуативной зависимостью.

Очевидно, что большинство людей совершают эко­номические и имущественные преступления ради денег или другого материального вознаграждения, которое удовлетворяет биологические, психологичес­кие или социальные потребности.

С психологической точки зрения экономические преступления нельзя объяснить одними лишь биоло­гическими потребностями, стремлением к материаль­ному обогащению. Необходимо также принимать во внимание и сильное влияние познавательных моти­вов. числу таких познавательных факторов отно­сятся ожидаемые результаты и способность предска­зывать и оценивать грядущие последствия собствен­ного поведения.

34. Юридико-психологическая характеристика терроризма.

Террор можно представить как особый вид деятельности, основным, главным объективным мотивом которого является достигаемое каким-либо образом устрашение других людей. Объективно, именно чужой страх, как мотив, движет действиями террориста и придает смысл всему его существованию.

Террор - определенный способ жизни и деятельности, который целиком захватывает человека и подчиняет его себе.

Жизнь террористической организации в целом, как и каждого террориста в отдельности протекает в непрерывном движении, в котором подготовка террористического акта сменяется его осуществлением для того, чтобы сразу же начался поиск объекта следующего теракта.

Все, что находится над мотивом, как правило, представляет собой мотивировки - те или иные специально выстроенные или заимствованные у кого-то, усвоенные людьми извне идейно-риторические конструкции, так или иначе объясняющие для них и оправдывающие деятельность террориста, придающие ей некий «высший смысл» и осеняющие ее той или иной надличностной идеей. Наличие мотивировок не всегда обязательно: иногда люди все-таки занимаются террором просто потому, что им это нравится. Для террориста очень важны идейно-риторические компоненты. Он совершает безличностное убийство - в том смысле, что не знает и никак лично не относится к своей жертве. В отличие просто от обычного уголовника, террорист совершает идейное преступление. И во всех подобных случаях террористы всегда нуждаются в каких-то оправданиях - «безыдейное», обычное преступление возможно далеко не для каждого человека.

35. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.

тоталитарные секты — это «…особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под различными масками.

В тоталитарных сектах широко применяется техника «промывания мозгов». Это достигается прежде всего изоляцией адептов секты от внешнего мира: им запрещают видеться с семьей, читать книги, газеты, смотреть телевизор, слушать радио. Сектантам навязывается представление обо всём, что не связано с сектой, как о зле. Их нередко будят по ночам для разного рода проповедей, молитв, пения. У сектантов нет времени, чтобы одуматься: они либо работают, обогащая духовных лидеров, либо совершают обряды, распевают молитвы, и т. д. Сектант никогда не бывает один, за ним кто-то постоянно присматривает. Таким образом притупляется способность человека к критическому мышлению. Всё имущество неофита, как правило, переходит лидерам религиозной общины. Поощряется привлечение родственников, родители приводят своих детей. Лидерами тоталитарных сект, по утверждению Дворкина, чаще всего становятся психологи и психотерапевты — люди, знающие механизмы человеческой психики.

36. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.

Допрос — способ получения личных доказательств.

Допрос — наиболее психологизированное следственное действие, связанное с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, психическим взаимодействием между ними. Центральными психологическими проблемами допроса являются оценка показаний, система приемов правомерного психического воздействия в целях получения правдивых показаний, способы изобличения ложных показаний.

Одна из основных задач допроса — выявить объективную чувственную первооснову по субъективным свидетельским описаниям. Для этого необходимы активное взаимодействие следователя с опрашиваемым лицом, оказание ему мнемической помощи.

Мнемическая помощь — содействие восстановлению в памяти допрашиваемого лица забытого им материала. Актуализация ассоциаций по смежности, сходству, контрасту, логическим связям явлений, по структурно-функциональной объединенности — основные приемы мнемической помощи. Для уточнения пространственных представлений возможно использование фотографий, схем, выезд на место происшествия с целью реконструкции реального поведения лица в соответствующих пространственных условиях.

Мобилизации памяти допрашиваемого содействуют: предоставление возможности свободного рассказа, повторение рассказа с различных стадий повествования (с середины, конца событий, изложения отдельных эпизодов) допрос о фактах, сопутствующих

преступлению (ассоциации по смежности, сходству, контрасту, причинно-следственные ассоциации); предъявление вещественных доказательств, находящихся в прямой или косвенной связи с забытым фактом; допрос на месте происшествия; ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц; применение на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей, макетов.

37. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.

Лицо, противодействующее следствию и дающее заведомо ложные показания, вступает со следователем в позиционное противоборство, прогнозирует возможные действия следователя, пытается рефлексивно управлять его деятельностью. Лжец оценивает, как его ложные показания будут приниматься, расцениваться и использоваться следователем. При активной, "творческой" лжи лжец стремится создать псевдомодель события, состыковать его элементы, выдумать причинно-следственные связи, привязать их к определенным месту и времени.

Ряд повторных детализирующих вопросов неизбежно приводит к вариациям вымысла, расстыкованности отдельных узлов этой псевдомодели. Чем меньше правды в показаниях, тем успешнее они изобличаются. Сложнее те случаи, когда подследственное лицо, хорошо знающее обстоятельства дела, вводит в подлинную модель события лишь отдельные ложные детали. Однако даже единственная вымышленная деталь события не может быть охвачена сознанием лгущего во всем многообразии ее проявлений.

Стереотипные, заученные ложные показания выдают себя косной неизменностью, тогда как образные представления имеют соответствующую динамику. Лгущий утрирует свое "незнание", это также изобличает его. Кроме того, лгущего всегда подстерегает незнание хода расследования, имеющегося объема доказательств.

Преодоление установки допрашиваемого лица на дачу ложных показаний требует от следователя анализа мотивов лжи и прогнозирования тех побуждений, которые могут привести к "раскрытию" данной личности, прогнозирования ситуации, в которой человек сделает откровенные признания.

Диагностируя ложность показаний, следователь может избрать одну из двух тактических возможностей 1) изобличить лжеца при его первых попытках ввести следствие в заблуждение; 2) позволить лжецу дать ложные показания и затем изобличить его.

Изменение показаний и правдивое признание — психологически трудный процесс, связанный с изменением установочной позиции, мотивационной переориентацией, ломкой сложившегося стереотипа, эмоциональным напряжением. Переход от лжи к правде связан с внутриличностным конфликтом — борьбой с собой. Своевременное определение этого состояния обвиняемого, убедительное аргументирование целесообразности правильного выбора — одна из тактических задач следователя Человеку необходима психологическая помощь в его движении от лжи к правде.

В структуре лживых показаний возможно выделение двух основных форм: 1) сокрытие (пассивная ложь) и 2) фальсификация (активная ложь).

Ни выражение лица, ни жестикуляция, ни изменения голоса не являются сами по себе признаками обмана. Подозревать его позволяет наличие рассогласованности, дисгармонии между вербальной и невербальной составляющей информационного сообщения, которые обусловлены внутренней борьбой, внутренним напряжением человека по поводу конструирования и дачи им ложных показаний.

Непосредственными объектами внимания следователя в этой связи должны выступать:

1) речь человека; 2) его мимика; 3)глаза;

4) движения головы, рук и других частей тела.

Речь человека. При допросе лжец, во-первых, может выдать себя по небрежности, просто не позаботившись тщательно продумать ложь. Во-вторых, в результате внутреннего конфликта большей или меньшей степени выраженности, сопровождающего ложь, могут появиться ошибки, которые 3. Фрейд определил как обмолвки. Третьей группой признаков лжи в словах выступают тирады. Иногда эмоции настолько захлестывают допрашиваемого, что скрываемая информация вырывается наружу и проявляется не в одном-двух словах, как при обмолвке, а льется потоком.

Также установлено, что ложные показания обычно имеют более бедный эмоциональный и интонационный фон.

Мимика лица. Человеческая мимика обусловлена сокращениями мышц лица. Подобно мышцам, обуславливающим особенности речи, мышцы лица связаны с цензами мозга, в которых возбуждается эмоция, что значительно повышает информационный потенциал наблюдений за лицом человека. Лицевые экспрессии одновременно передают информацию о том, что человек хочет показать и о том, что он хочет скрыть. Фальшивые экспрессии появляются в результате сознательного управления мышцами лица, позволяющего помешать появлению переживаемой эмоции и симулировать ложную. Подлинная эмоция проявляется потому, что движения лицевых мышц могут происходить непроизвольно, без мысли об этом или такого намерения. В результате ложь просачивается вопреки всем попыткам скрыть ее, и за лживым, но убедительным выражением лица в следующий же момент может просочиться скрываемая эмоция.

Глаза человека. Достижения нейрофизиологии последних лет свидетельствуют о том, что по движениям глазных яблок возможно достоверное суждение о процессах, протекающих в психике человека. Установлено, что обращение к различным видам памяти (зрительной, слуховой, кинестетической и так далее) обуславливает возбуждение различных участков мозга, которые в свою очередь напрямую связаны с движениями глаз.

Для решения того или иного вопроса человек вынужден обращаться к собственной памяти, т.е. к тому объему информации, который накоплен в течение жизни. У типичных правшей при этом движения глаз будут иметь следующее значение (у левшей все происходит наоборот).

* направление взгляда влево - вверх -- человек извлекает из памяти зрительные воспоминания; * направление взгляда вправо - вверх -- человек констатирует зрительные образы, которые ранее он не видел;

* направление взгляда по горизонтали влево -- человек извлекает из памяти слуховые воспоминания, которые когда-то имели место;

* направление взгляда по горизонтали вправо -- человек конструирует слуховые образы, которые ранее он не слышал

* направление взгляда вправо - вниз -- человек вспоминает некие чувственные образы, которые когда-то имели место,

* направление взгляда влево - вниз -- внутренний диалог и контроль речи.

38. Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.

В деятельности юридического психолога полиграф может применяться в следующих направлениях:

1. Оперативно-розыскная деятельность. В данном направлении проверка на полиграфе позволяет не только определять наиболее перспективные направления расследования, выявлять преступников, но и получать доказательства их виновности. Также возможно применение полиграфа при производстве отдельных следственных действий. Следственные действия - основной и наиболее распространенный способ собирания и проверки доказательств по уголовному делу. Правовой основой проверки на полиграфе при их производстве служат предписания ст. 164 УПК РФ, где наряду с другими общими правилами закреплена возможность применения технических средств и способов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Полиграфическое тестирование строится на основе установленной закономерности: значимые раздражители (например, слова, имеющие отношение к описанию места преступления) вызывают заметное эмоциональное напряжение, выражающееся в определенных реакциях организма человека. Эти реакции полиграф фиксирует и позволяет сделать вывод о причастности человека к какому-либо событию, а также о наличии у него скрываемой информации.

К числу вегетативных и физиологических реакций при эмоциях относят:

• изменение частоты пульса, а также изменение ритма пульсовых сокращений;

• изменение кровяного давления;

• изменения в ритме дыхания;

• выраженные изменения в кожно-гальванической реакции (КГР), появление обильного потоотделения без температурных и физических нагрузок;

• изменения в электрокардиограмме (ЭКГ);

• изменения в картине электроэнцефалограммы (ЭЭГ);

• повышение перистальтики кишечника; повышенный диурез;

• различные изменения в элементах крови, мочи, слюны.3

Наиболее распространенный тип полиграфа построен на использовании регистраторов изменений таких физиологических параметров организма человека, как кожно-гальваническая реакция, дыхание, периферическое артериальное давление (АД) и сокращения пульса. Этот тип полиграфа имеет как стационарную, так и портативную модификации.

Процедура проведения испытания на полиграфе имеет определенные правила:

1) добровольное участие в испытании;

2) исключение какого-либо давления на испытуемого;

3) предварительное обсуждение круга вопросов, которые будут заданье; человеку;

4) требование ответа испытуемого на все вопросы двумя словами да» или «нет»;

5) проведение опроса наедине (оператор и испытуемый);

6) проведение опроса для точности несколько раз (обычно три раза);

7) проведение опроса специалистом — оператором полиграфа.

Основная область применения полиграфа — определение степени причастности к событию преступления (виновности или невиновности человека) установление скрываемых обстоятельств и степени искренности человека при отборе его на работу в ряд государственных и коммерческих организаций. Очень популярен в полиграфических исследованиях «тест определения виновности», или «тест виновных знаний». В ряде стран прохождение данного теста признается доказательством в уголовном процессе (например, в США),

39. Психолог как специалист в уголовном процессе.

Специалист — это лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела и привлекаемое в процесс с целью дачи консультаций, пояснений, выполнения отдельных процессуальных действий и т.п.

Использование психолога в качестве консультанта носит внепроцессуальный характер. Такая форма сотрудничества может быть установлена для получения следователем информации справочного характера, которая известна специалисту-психологу. Это могут быть данные о типичных особенностях восприятия, о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психических состояний — алкогольного или наркотического опьянения, стресса, сильного страха, дефицита времени.

Сотрудничество с психологом приобретает важное значение при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях. Психолог способен оказать содействие в выявлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязей между ее участниками, выяснить сложившееся распределение ролей в группе, ее лидеров, способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него в процессе раскрытия преступления и расследования дела.

Психолог может быть привлечен к участию в производстве следственных действий — допроса, обыска, осмотра места происшествия.

Результаты деятельности специалиста фиксируются в протоколе следственного действия, задача следователя — придать им доказательственное значение.

Психолог может подсказать тактику проведения допроса, помочь создать неофициальную атмосферу, предупредить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия ребенка, негативистскую позицию подростка, стыдливость и стеснительность несовершеннолетней потерпевшей от сексуального посягательства.

Сходные задачи решает участие психолога в производстве следственных действий в отношении лиц с признаками умственной отсталости. Содействие психолога призвано способствовать установлению контакта, дифференцировать вопросы, тематику допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого.

Закон предусматривает участие педагога в допросе малолетних и несовершеннолетних. Эту функцию можно поручить детскому психологу как специалисту, обладающему научными знаниями в области психологии детей и подростков, владеющему профессиональными практическими навыками общения с ними. Здесь психолог может скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком, дать сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля.

40. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).

Судебная психология изучает психологические закономерности системы человек - право, разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Методологическую основу судебной психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм. Судебная психология решает следующие задачи:

изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы; разработка научных рекомендаций с целью повышения эффективности правоохранительной деятельности, строгого соблюдения законности, успешного осуществления задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление.

Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Судебная психология составляет особенную часть юридической психологии, и состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.

Судебная психология изучает человека во всей полноте, с другой стороны, этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обуславливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых дисциплиною. Она разрабатывает психологические основы:

правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и роль этих структур в генезисе преступного поведения);

правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);

ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);

психологии несовершеннолетних.

41. Состязательный подход в судопроизводстве: бóльшая справедливость или тенденциозность?

Самое большое различие между состязательным и следственным подходами состоит в том, что при состязательном подходе создается больше возможностей для уравнивания положения сторон в случае, если одна из них имеет большие преимущества перед другой.

Это является благом, когда преимущество одной из сторон основано на каком — либо иррациональном предубеждении, таком как стереотипные мнения присяжных о преступлении. В исследованиях инсценировок суда присяжных было обнаружено, что если доказательства по делу представляются в состязательной форме, то при вынесении вердикта уже имевшиеся у испытуемых мнения оказывают меньшее влияние, чем в случае, когда дело излагается в следственной форме.

Но когда преимущество одной из сторон основано на фактах, а не на предубеждениях, то полезность уменьшения такого преимущества вызывает сомнение. Тем не менее применение состязательных методов может способствовать уравниванию положения сторон и в этом случае. В одном исследовании обнаружено, что студенты — юристы, которые при прохождении практики были назначены помогать более слабой стороне, при использовании состязательных процедур старательнее расследовали дело и защищали позиции своей стороны, чем при использовании следственных процедур. В результате дело, в котором одна из сторон имела явный перевес, показалось беспристрастным наблюдателям гораздо более сбалансированным, чем оно было на самом деле.

Когда дела можно представлять таким образом, чтобы создавалась видимость равенства шансов сторон, возникает определенный риск того, что опасный преступник останется на свободе. С другой стороны, американская система правосудия исходит из той презумпции, что ошибочное обвинение и лишение свободы — это худшая из всех возможных ошибок. Поскольку при состязательном подходе более слабую сторону побуждают прилагать больше усилий, то этот подход может обеспечить приемлемый, хотя, может быть, и не идеальный баланс: с одной стороны, презумпция невиновности для обвиняемых, а с другой стороны, сотрудникам правоохранительных органов все — таки предоставляются большие права и возможности для проведения расследования.

42. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).

Показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств. Они даются лицом, которому причинен моральный, физический или материальный вред и которое является по процессуальному положению участником процесса.

Формирование показаний потерпевшего происходит поэтапно. Выделяют три стадии этого процесса: восприятие, запоминание и воспроизведение. Каждое из них содержит возможность выпадения или искажения необходимой для следова­теля информации. Это необходимо учитывать, чтобы свести пробелы и ошибки к минимуму.

При восприятии в максимально адекватных условиях создается целостный образ на основе ощущений.

Вторая стадия формирования показаний характеризуется образованием и со­хранением представлений. Потерпевший обычно более прочно запоминает обстоятельства преступле­ния, воспринимает их ярче, чем просто свидетель, потому что происшедшее не­посредственно касается его интересов. Полнота и точность показаний во многом зависит от срока, прошедшего с момента преступления, поэтому потерпевших ре­комендуется допрашивать как можно скорее после событий, о которых они долж­ны рассказать. Имеет значение тип памяти потерпев­шего, который может быть образным, логическим и эмоциональным.

Фактором, влияющим на показания потерпевшего, может оказаться внуше­ние, преднамеренное или непреднамеренное. Потерпевшие вообще внушаемы больше, чем свидетели, особенно то­гда, когда внушаемые сведения соответствуют их интересам. Неполнота, неточ­ность данных потерпевшего также способствуют внушению.

Показания потерпевшего зависят от многих субъ­ективных и объективных факторов. Среди причин необъективности необходимо выделить следующие: стрессовое состояние в момент совершения преступления; физиологический аффект; состояние тяжело депрессии; шоковое состояние; подверженность внушению; стремление скрыть собственные поступки (в том числе и собственные преступления); стремление отомстить преступнику; желание получить максимальную материальную компенсацию; жалость к преступнику; опасение мести. На формирование ложных показаний также оказывают существенное влияние два фактора: особенности личности допрашиваемого и внешние объективные факторы, к числу которых следует отнести, прежде всего, условия формирования личности допрашиваемого, окружающую его социальную среду и возникшую следственную ситуацию. Свидетели часто дают ложные показания, опасаясь мести со стороны преступника, или же из-за нежелания дальнейшего участия в расследовании и судебном разбирательстве; стремясь скрыть свои собственные неблаговидные поступки, трусость; ошибочно оценивая свои действия как преступные и стремясь скрыть их или описать иначе; желая выгородить или смягчить вину подозреваемого или обвиняемого в силу родственных, семейных, дружеских отношений, либо, наоборот, усугубить вину этих лиц - из мести, ревности или иных побуждений. Причиной дачи ложных показаний со стороны свидетелей может быть подкуп, шантаж и иное воздействие заинтересованных в деле лиц.

Убедительность. Частные подробности и личные свидетельства, если они являются живыми и конкретными, могут быть чрезвычайно убедительными, зачастую даже более убедительными, чем информация, логически доказательная, но абстрактная.

Точность. при­сяжные считают наиболее заслуживающими доверия имен­но уверенных в себе свидетелей. Но печальные факты та­ковы, что, за исключением самых благоприятных условий, скажем, когда пре­ступник выглядит очень своеобразно, решительность свидетелей имеет мало общего с достоверностью их показаний.

Ошибки так или иначе вкрадываются в наше восприятие и память, ведь наш разум — не машина для видеозаписи.

Пересказ событий фиксирует людей на их воспоминаниях, как точных, так и неточных. Точный пересказ помогает позднее сопротивляться дезинформирую­щему внушению. Но иногда чем дольше мы по­вторяем свой рассказ, тем больше укрепляемся в своем заблуждении

В опытах было установлено, что количество ошибок меньше в свободном рассказе, чем в ответах на конкретные вопросы. Чем выше ответственность лица, дающего показания, тем меньше количество ошибок.

43. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.

Порядок отбора присяжных проводится на основе случайной выборки по спискам избирателей. Ряд категорий граждан, исключается либо до суда по письменному заявлению, либо в суде по личной просьбе, требованию сторон или председательствующего.

Далее процедура отбора делится на две части: мотивированный отбор и безмотивный отвод. Основная задача мотивированного отбора присяжных — с помощью вопросов отсеять из числа вызванных в суд людей, беспристрастность и объективность которых ставится под сомнение по объективным же показателям. Безмотивный отвод является прерогативой сторон. Каждая из них может отвести не более двух человек из числа оставшихся.

Психология присяжных заседателей нестабильна во времени. В ходе судебного следствия

отношение присяжных к происходящему в зале суда претерпевает ряд изменений. Первое — в момент вхождения в зал заседания в качестве присяжного, принятия присяги; второе,

множественное, — на протяжении всего процесса; третье, вероятно также неоднократное, — в совещательной комнате.

Первое изменение происходит с назначением человека в состав суда. Занимая место в коллегии, присяжный становится полноправным участником незнакомого ему действа и стремится узнать его правила.

Факторы, влияющие на второе изменение:

а) личности государственного обвинителя и защитника, чей успех зависит от того, насколько они вызывают доверие, привлекательны, обладают атрибутами власти;

б) особенности коммуникации сторон с присяжными;

в) то, как преподносятся сторонами доказательства (наглядность, эмоциональность);

г) настроение самих присяжных.

Присяга требует от них выносить справедливое решение по внутреннему убеждению, принимая во внимание все разумные сомнения. Поэтому ответственность за судьбу человека фактически заставляет их все время искать эти сомнения, чтобы не усомниться в собственной справедливости. Отсюда и оправдания, и проявленные присяжными снисхождения к судьбе подсудимого.

44. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.

Пени­тенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изо­ляции, соответствие текущего исправительного законодательства зада­чам исправления и перевоспитания осужденных.

Исправительная психология должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и спо­собствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, также и факультативные факто­ры — семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т. д.

Важнейшей задачей пенитенциарной психологии является исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению. То есть что осужденный, и особенно лицо, лишенное свободы, имеет свои особенности, отличающие его от других людей.

Задача изучения особенностей поведения осужденного в связи с различными его перемещениями. Психологическое изучение поведения человека в условиях лишения свободы, его способности адаптироваться к новым условиям жизни и быта помогает правильно организовать предварительную психологическую подготовку осужденных, направляемых из следственных изоляторов после вступления приговора в законную силу для отбывания наказания в исправительно-трудовые учреждения различных видов.

Существует две точки зрения на проблему исправления осужденных в пенитенциарной системе. Сторонники первой точки зрения считают, что преступные наклонности заложены в человеке от рождения и отрицают возможности качественных изменений человеческой психики и личности преступника. Сторонники другой точки зрения считают, что преступные наклонности приобретаются в результате неблагоприятных условий жизни, отрицательного влияния среды или неправильного воспитания и могут быть устранены., А.С.Макаренко.

45. Стэнфордский тюремный эксперимент (Ф. Зимбардо) и его значение для юридической деятельности.

В 1971 году факультетом психологии Стенфордского университета американским психологом Филиппом Зимбардо был проведен эксперимент, в ходе которого двадцать добровольцев 25-30 лет были помещены в искусственно созданные тюремные условия.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в корпусе кафедры психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы, и двое раньше времени были исключены из эксперимента.

Задачей являлось не создание точной копии тюрьмы, но создание условий, достаточно достоверно передающих атмосферу этого учреждения.

Этот эксперимент был проведен с целью разрешить проблему личности и ситуации. Как ведет себя человек исходя из ситуации и своих личностных особенностей. Что является ведущим в психологии. В качестве участников эксперимента были приглашены студенты. Было проведено тщательное обследование каждого студента, что бы эксперимент не нанес вреда. Эксперимент был максимально приближен к реальным условиям. В результате был досрочно прекращен. Эксперимент многое дал для мировой науки.

По результатам эксперимента были сделаны следующие выводы:

  1. Поведение человека в равной степени определяется как его индивидуально- психологическими (личностными) особенностями, так и особенностями ситуации.
  2. Нельзя достаточно точно спрогнозировать поведение человека в новой ситуации до тех пор, пока он реально в данной ситуации не окажется.
  3. Каждый человек обладает хорошими и плохими качествами.
  4. Порядок возможен только при строгой регламентации деятельности.
  5. Это в известной мере позволило объяснить поведение немцев во время 2-й мировой войны. Немцы вели себя исходя из ситуации.

46. Типичные психофизиологические особенности осуждённых.

Осужденные, попадая в места лишения свободы, находятся, особенно в первое время, в период адаптации, в состоянии сильнейшего психологического стресса. Это состояние (от депрессии, эмоциональной подавленности до суицидальных попыток) зависит от личностных характеристик (образования и интеллектуального развития) и напрямую отражается на соматовисцеральном здоровье осужденного. Наиболее трудным, даже для практически здоровых людей, является начальный период (до 6 мес.) пребывания в пенитенциарном учреждении.

1.Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни, который длится первые три-четыре месяца, а иногда и больше. В этот период особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение при­вычного стереотипа. Всегда имеет место сужение возможности удовле­творения сложившихся потребностей, что вызывает состояние повы­шенной раздражительности. У отдельных лиц это, наоборот, выражается в состоянии подавленности и угнетенности.

2Период появления, развития интересов в новых условиях жизни. Этот период

связан с появлением и развитием положительных эмоций, сос­тояний, вызывающих, повышающих психическую активность осужден­ного. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самые раз­личные: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужден­ных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с род­ственниками и т. д.

3Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремле­нием возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна пере­оценка ценностных характеристик в жизни, что связано с определенным комплексом психических состояний, связанных с подобным изменени­ем отношений, а часто и мировоззрения.

4.Период, предшествующий освобождению заключенного. Ожидание освобождения

часто переживается очень тяжело, оно связано с пережи­ванием трудностей, которые ожидают его в новых условиях (взаимоот­ношения в семье, на работе и т. д.). По этой причине возможно развитие психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности и т. д.

47. Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.

Осужденных необходимо подготавливать к жизни в новых условиях. Психологическая подготовка заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний, в формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях.

Вызвана психологическая подготовка и тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда готов. Для осужденных такая встреча вызывает реакции, неадекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Это часто усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей и как следствие неправильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.
Следует прежде всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях.

Процесс адаптации освобожденных завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части — к одному году. Самое трудное время для адаптации период от 3 до 6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

48. Психологические средства исправления осуждённых.

Исправить и перевоспитать преступника – значит осуществить глубинную личностную его перестройку, изменить его личностную направленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности. Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных являются:

режим отбывания наказания (Режим является действенным средством в борьбе с паразитизмом, тунеядством, азартными играми и другими негативными явлениями в среде осужденных, так как создает условия для постоянного контроля за их поведением, психологически пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: