Психологические взгляды представителей средневековой арабоязычной науки (авиценна, Аверроэс)

Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах), или Авиценна (980-1037) - это наиболее выдающийся ученый, один из самых ярких перипатетиков Средней Азии. В основу его психологической концепции положено учение Аристотеля о форме и материи. Он утверждает, что душа - это форма тела, ее животворная сила, источник развития. Сердцевиной, наиболее ценной, новаторской частью учения Ибн Сины является психофизиология [3]. Ибн Сина в своих трудах развивает учение о пневме как физиологической основе, субстрате всех жизненных и психических явлений. Пневма - это, по его словам, материальная летучая субстанция, зарождающаяся из парообразных частей четырех главных соков организма (кровь, слизь, желчь желтая и черная). Ибн Сина видит в ней телесный процесс, лишенный сам по себе признаков психического, но являющийся их основой. Пневма может стать носителем душевных сил, но они не присущи ей изначально.Учение о пневме в психологии многократно трансформировалось, обретая, наряду с материалистической, также идеалистическую трактовку, например в случае определения ее как дыхания божества. Ибн Сина использует понятие пневмы для обоснования естественной природы психики. Хотя душевные силы (под влиянием неоплатонизма) рассматриваются им как эманация божественного первоначала и оцениваются как произвольные, но при этом утверждается, что они коренятся в состояниях телесного субстрата, т.е. пневмы

В работах Ибн Сины дается интересная возрастная периодизация развития человека. Он выделяет 4 основных возрастных периода:

1. Возраст «роста» («юность»), включающий младенчество, детство, подростковый возраст, период отрочества и полового созревания, юношество. Он охватывает период от рождения человека до 30 лет.

2. Возраст «остановки роста» («молодость») - от 30 до 40 лет.

3. Возраст «понижения при сохранении части сил» («зрелости») - от 40 до 60 лет.

4. Возраст «упадка при ослаблении сил» («старость») - от 60 лет до конца жизни

Ибн Рушд (Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс (1126-1198) известный арабский мыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма, критик Аристотеля и Ибн Сины.Не порывая с мусульманской религией, развивал материалистические элементы философии Аристотеля. Говорил о вечности и несотворимости материи, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробный мир. Критиковал мистические идеи Альгазена.Велико его влияние на философскую мысль западной Европы. Аверроэс считается автором самых глубоких комментариев к сочинениям Аристотеля, которые помогли ознакомить Европу с античной мыслью. Он дал новую трактовку Аристотелевского учения о душе, о ее высшей способности - разуме (нусе). Это было материалистическое объяснение души, связанной с телом. Много идей высказал мыслитель и по частным вопросам психологического знания. В частности, исследуя зрительное восприятие, Аверроэс показал, что чувствительным аппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка.Ибн Рушд защищал права науки на независимость от догм религии, говорил о возможности достижения глубин достоверного познания истины с помощью разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: