Радикально-гуманистический психоанализ Э. Фромма

Э. Фромм (1900 – 1980) объединил психоанализ с социологией в концепции гуманистического психоанализа. Так же как К. Хорни и
Г. Саливен, Э. Фромм отвергает биологизм З. Фрейда и пытается понять человека в зависимости от социальных условий его существования. Но, в отличие от понимания и культуры в традиционном антропологическом смысле («цивилизация»), Э. Фромм анализирует все общественные сферы – экономическую, социальную, политическую. Он обращается к различным концепциям общества, в том числе к учению К. Маркса. В процессе развития человечества происходит постепенное отделение человека от природы, разрываются естественные – инстинктивные связи с ней, нарушается гармония между человеком и природой. Поскольку человек, свободный (негативный смысл) от первичных связей с ней, «свобода от» приводит к возрастанию чувства одиночества. Для того, чтобы победить чувство одиночества возможно два пути:

продуктивный: добровольная связь с миром и природой, связь не «первичная», но как свободного и независимого индивида;

непродуктивный: авторитаризм, деструктивизм, конформизм.

Э. Фромм непродуктивный путь называет механизмом бегства от свободы.

Признавал качественные различия между обществами на разных этапах истории, Э. Фромм указывает, что радикальные изменения экологических, социальных, политических сторон жизни сопутствуют столь же радикальные изменения в структуре личности. Зависимость характера человека от социальных условий, от его образа жизни, он назвал «социальным характером». Э. Фромм различал следующие его типы:

неплодотворная ориентация: эксплуататорский, накопительский; воспринимающий; рыночный.

плодотворная ориентация: гармония между человеком и обществом.

Только создание нового общества в будущем приведет к плодотворному характеру. Вера в это «светлое будущее» составляет основу радикально – гуманистической концепции Э. Фромма.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ. ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ БЕРЛИНСКОЙ ШКОЛЫ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ (М. ВЕРТХАЙМЕР. К. КОФФКА. В. КЕЛЕР).

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения», в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Вертгеймер также описал явление «чистого движения», когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения.

В. Кёлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» проводит мысль о том, что физический мир, так же, как и психологический, подчинен принципу гештальта. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпеихологами как выражение структурного единства мира — физического, физиологического и психического: последний есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло, по Кёлеру, преодолеть витализм. Принципиальное значение имели эксперименты Кёлера на курах с целью проверить, что является первичным — восприятие целого или элементов. Животное дрессировалось на выбор более светлого из 2 серых оттенков. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой. Животное продолжало выбирать более светлую из этой новой комбинации, хотя ее не было во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество цвета определяло выбор. Следовательно, элемент имеет значение не сам по себе, а получает его в определенной структуре, в которую он включен.

Коффка сделал попытку приложить общий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онто- и филогенезе («Основы психического развития»). Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образовании все более и более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован: первоначальные феномены новорожденного являются струкрурными феноменами. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существуют независимо друг от друга. С развитием они коммуницируют, вступают в соотношения друг с другом.

ПСИХОЛОГИЯ К. ЛЕВИНА.

К. Левин. Он исходил из того, что основанием любой человеческой активности является намерение – потребность. Потребность – это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель. Чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии, и связанного главным образом с врожденными потребностями, К. Левин вводит термин «квазипотребности». Они образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляет активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения требует разрядки, в которой состоит удовлетворение потребности. Отсюда, название теории К. Левина – «динамическая теория личности».

Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, которая получает название, «психологическое поле». К. Левин использовал топологические понятия (топология – раздел геометрии, изучающий преобразования пространства). Каждая вещь в комплексе характеризуется не какими-то физическими свойствами, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Следовательно, предметы в комплексе имеют либо положительную валентность (притягивают к себе), либо отрицательную.

Факт единства личности и среды выражается в понятии «жизненное пространство». Оно обладает свойствами – уровнем реальности, временной перспективой (то есть включает будущее, прошлое).

В американский период К. Левин отходит от интрапсихических проблем и обращается к интерперсональным отношениям. Особенно большое внимание уделяется вопросам лидерства, их типам (демократическое, авторитическое, либералистическое), проблеме групповой атмосферы, группового стандарта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: