Психология отношений Мясищева

В ХХ в. (главным образом, до 80-х гг.) развитие психологии во многом определилось идеями, заложенными в работах В.М. Бехтерева и Л.С. Выготского. В трудах Б.Г. Ананьева (1907 – 1972) и В.Н. Мясищева (1893 – 1973) закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, его отношений с миром.

Возглавляя в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексологии, В.Н. Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии. В.Н. Мясищевым был предложен новый подход, называемый им психологией отношений. При этом отношения понимались как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению В.Н. Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. В его последних работах развивалась идея о том, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.

Идея комплексного человекознания Б.Г. Ананьева. -
В его работах дана развернутая характеристика понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности". Им сделан вывод, что свойства личности развиваются на всем протяжении жизненного пути человека, создавая его биографию.
Начиная с работ Ананьева характеристика человека как субъекта деятельности становится основополагающей. Внесение категории субъекта деятельности оказалось очень продуктивным: оно помогло раскрыть способ организации личностью жизни. Именно в это время была сформулирована задача построения общепсихологической типологии личности. Стало очевидно, что категория субъектности раскрывает личность не только индивидуально, но и типологически. Уровни активности личности, то есть мера субъектности, были выбраны в качестве типологических критериев.
Ананьев, последовательно развивая человекознание и идею, практически доказал правильность и перспективность изучения человека как целостности. Борис Герасимович отмечал, что "индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека". При этом он подчеркивал, что "индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида".
Таким образом, Б.Г. Ананьев на практике приступил к изучению человека как целостного феномена. Он выделил в нем важные взаимосвязанные признаки, именуемые нами макрохарактеристиками такие, как индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Данные макрохарактеристики ученый изучал в реальной среде - в совокупности взаимосвязанно действующих природных, социальных и духовных факторов. Продолжая этим традиции В.М. Бехтерева и его школы, он начал практически создавать целостную акмеологическую модель познания и практического действия.
Последователи и ученики акмеологической школы Б.Г. Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют акмеологический подход в исследовании проблем различного характера - профессиональной деятельности, личностного развития, творческой самореализации, оптимизации в различных сферах социальной практики и других. В них неизменно в центре акмеологического исследования оказывается целостный социальный субъект индивидуального или группового характера, который включен во все многообразие реальных связей и отношений.
Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восставлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый. Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека - процесс необычайно трудный и требует создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения их друг с другом.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ. БЕЛАРУСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 20-30 ГГ. ХХ В. ПСИХОТЕХНИКА В БССР.

Развитие психологической науки в период 20—30-х годов в стране в целом и в Беларуси в частности происходило в основном в рамках педологии.
Как отмечает М.Г. Ярошевский, «понять, как происходило развитие психологии, не обратившись к проблемам ее отношений с педологией, невозможно» [54, с. 372]. Возникшая в конце XIX в. на кладе, педология, или наука о ребенке, в начале XX в., еще до 1917 г., распространяется и в России. В русле этого движения оказались работы психологов А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, К.И. Поворина, педагогов П.Ф. Лссгафта и др. После 1917 г. педологическая работа в России бурно развивается. Все изучение психологии детей проводилось под эгидой педологии.
Педология ставит задачу помочь в воспитании человека нового общества.М.Я. Басов ввел в советскую психологию термин «деятельность». Он считал, что человек — «активный деятель в среде», настаивал на социокультурной и исторической обусловленности индивидуального поведения. Его книга «Общие вопросы педологии» (1931 г.) внесла крупный вклад в педагогическую науку.
Начало 20-х годов было также периодом появления первых учебных заведений в послереволюционной Беларуси. До революции 1917 г. психология в нашей стране была представлена лишь в учебных заведениях современных Российской Федерации и Украины, а также в Тартуском университете (Эстония). По существу, она и не могла у нас активно развиваться из-за отсутствия высших учебных заведений и психологических научных учреждений.
В дальнейшем каждый год расширялся круг научных и практических видов психологии. Во-первых, вместе с расширением и созданием новых учебных заведений шел процесс преподавания психологии, создавались лаборатории по обслуживанию учебного процесса.
Во-вторых, активизировался процесс внедрения психологических данных в производство и организацию исследований в области научной организации труда.
В-третьих, продолжалось создание лабораторий, в том числе и психотехнических, предназначенных для профессионального отбора и профориентации.
Первоначально задача подготовки кадров республики решалась путем приглашения специалистов из ведущих научных центров страны. Поскольку первое высшее учебное заведение — БГУ — было создано в 1921 г., то необходимого профессорско-преподавательского состава не было. Поэтому временное правление Белорусского университета и Москве и его организационная комиссия в Минске наряду с решением других вопросов занимались и обеспечением факультетов профессорско-преподавательскими кадрами.
Так, в январе 1921 г. Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Белоруссии обращается к научным работникам страны с призывом принять участие в создании университета в Минске и дальнейшей работе в нем. ЦИК вместе с правлением университета комплектовал кафедры и давал для лабораторий оборудование.
Правление БГУ в январе 1922 г. объявило всероссийский конкурс на замещение вакантных должностей по многим кафедрам. В результате в 1924 г. 39 сотрудников медфака БГУ (37,1%) являлось выпускниками московских вузов, 12 (11,4%) — петроградских, 20 (19%) — украинских, 4 получили образование в Бейрутском, Берлинском, Парижском и Юрьевском университетах.
Восполнение кадров происходило за счет оставшейся на кафедрах талантливой молодежи из числа выпускников. Таким образом, наметилась система подготовки и подбора профессорско-преподавательского состава в вузах республики. Одним из первых профессоров, специализирующихся в области психологии, был Владимир Николаевич Ивановский.

Деятельность В.Н. Ивановского по развитию психологии в Беларуси
Одним из ярких представителей Московской профессуры, которыми пополнился профессорско-преподавательский состав БГУ, был Владимир Николаевич Ивановский (13(25) июля 1967 — 4 января 1939). Авторы «Новейшего философского словаря» [39, с. 251—252] называют его русско-белорусском философом, психологом, предки которого происходят из Беларуси.
Круг его интересов был достаточно широк: от мистики средних веков до современной психологии и гносеологии. Автор большого количества статей в других журналах, особенно по проблемам педагогики и образования.
В.Н. Ивановский закончил историко-филологический факультет Московского университета в 1889 г. с дипломом 1-й степени. После окончания давал частные уроки в Москве. Будучи студентом 4-го курса, он заинтересовался лекциями по психологии профессора М.М.Троицкого. После окончания университета продолжил посещение курса М.М.Троицкого по психологии, а также начал участвовать в заседаниях Московского психологического общества.
Помимо других проблем В.Н. Ивановский предложил интересную классификацию наук: он разделил все науки на теоретические и практические. В раздел практических наук он включил и психологию. \О6 этой классификации упоминает Л.С.Выготский в статье «Исторический смысл психологического кризиса» и присоединяется к характеристике психологии как естественной науки в этом широком смысле. Примечательным жизни и деятельности В.Н. Ивановского в БГУ является написание первой оригинальной программы под названием «Программа но психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и истории Белоруссии» на 1923/24 учебный год. Эта программа находится в нашем Национальном архиве, написана Ивановским собственноручно, отменным почерком на двух листах с обеих сторон. Программа подписана 26 мая 1924 г. и предназначена для студентов первого курса педагогического факультета БГУ. В ней одну страницу занимает программа по истории психологии, вторая и третья страницы включают изучение психических процессов, четвертая страница содержит программный материал по психологии личности и психоанализу 3. Фрейда. В конце программы автором отмечается: «Главный метод моего преподавания состоит в том, чтобы каждый вопрос для слушателей дать болев ясно и побудить их к самостоятельности».
Тема докторской диссертации В.Н. Ивановского: «Ассоцннционизм психологический и гносеологический» (1909 г.). Он также издал ряд учебников: «Психология: курс лекций, читаемый в 1897-1899 гг. на высших педагогических курсах» (1899 г.), «Введение в философию» (1909 г.).

Деятельность П.Я. Панкевича по развитию педагогики и психологии в Беларуси
Известный белорусский ученый-педагог, доктор педагогических паук, профессор, действительный член АН БССР, Павел Яковлевич Панкевич (1895-1944) родился в Витебской губернии в крестьянской семье.
В возрасте семи лет он остался без отца. Учился прилежно. В 1914 г. с отличием закончил 2-е городское училище г. Витебска. В 1916 г. поступает, а в 1922 г. заканчивает Витебский педагогический институт народного образования. Педагогическую деятельность начал в 1915 г. учителем Рудненской земской школы. В 1924 г. окончил Московские высшие педагогические курсы. Работал преподавателем в Академии коммунистического воспитания в Москве.
В 1925 г., когда проводилась очередная мобилизация для работы в деревне, П.Я. Панкевич вернулся в Белоруссию. Однако вместо деревни он был назначен методистом в Коммунистический университет Белоруссии им. Ленина. В 1928 г. он защищает докторскую диссертацию и вскоре назначается на должность проректора университета, а затем заведующего Главным управлением науки в Наркомиросе БССР. П.Я. Панкевич был секретарем Белорусской академии наук. Он награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени БССР (в 1931 г.).
Вел большую научную, преподавательскую и организаторскую деятельность в обучении и воспитании подрастающего поколения. П.Я. Панкевич был первым директором научно-исследовательского института педагогики и педологии, в создании которого он принимал непосредственное участие. Институт был открыт в октябре 1929 г. в Минске. Ныне Национальный институт образования является ведущим научно-исследовательским учреждением Республики Беларусь в области психологических, педагогических и социально-экономических наук. В период деятельности П.Я. Панкевича в 1929—1932 гг. в институте была проведена огромная работа в области развития политехнического обучения в республике.
В Белорусском университете в период работы П.Я. Панкевича проводились психологические исследования, имевшие прикладное значение для улучшения работы самого университета. В 1927 г. под руководством П.Я. Панкевича проведены выборочные исследования образа жизни, состояния нравственного сознания и быта 1600 студентов БГУ. По результатам исследований и 1928 г. была опубликована работа «Какой же наш белорусский студент?»
Например, в 1927 г. некоторые диалектико-материалистические подходы к решению психологических проблем были следующим образом сформулированы П.Я. Панкевичем:

1. Поведение человека должно изучаться в соответствии с диалектическим законом развития и с учетом биологического и социальных факторов.

2. Объектом исследования должна являться не абстрактная личность, а реально действующий человек, проявляющийся в конкретной обстановке.

3. Изучению должно подлежать главным образом коллективное поведение людей, о процессе которого выявляется истинная природа индивида и др.

Внедрение в практику социально-психологических исследований диалектико-материалистических подходов ускорило развитие фундаментальной психологической науки как в СССР, так и в БССР, включая Белорусский государственный университет.
В 1928 г. в Минске вышла книга П.Я. Панкевича «Политехническая школа и связи с развитием современной крупной индустрии». Исследуя вопросы трудового воспитания и политехнического обучения, автор показывает их тесную связь.

И начале 30-х годов появляются критические статьи против педологии с анализом ее действительных и мнимых ошибок. Критику вызывали не только отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях, но и теоретические положения педологии — ее механистичность, нередко эклектический подход к переработке психологической (особенно зарубежной) теории. Но главной причиной критики явилось то, что цель, поставленная педологией,— формирование активной, творческой личности и индивидуальный подход к каждому ребенку — не являлась актуальной в условиях формирования тоталитарного государства. Школьная система взамен сотрудничества между учителями и учениками вводила иерархические отношения подчинения и послушания.
Все это привело к постановлению 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое существенно затормозило развитие психологии в нашей стране.
Второй удар по психологии был нанесен в период Павловской сессии Академии медицинских наук, а третий — в период борьбы против космополитизма в 1951 г., имевшей целью противопоставить советских ученых ученым Запада. В это время С.Л. Рубинштейн (1889—1960) был смят со всех занимаемых постов. Тем не менее, он продолжал работать, развивая новые философско-психологические воззрения в книгах «Бытие и сознание» (1957 г.), «Принципы и пути развития психологии» (1959 г.). Проблеме личности и нравственных аспектов ее жизни посвящена оставшаяся незавершенной его работа «Человек и мир» (опубликована в 1973 г.).
13 декабря 1937 г. П.Я. Панкевича по доносу арестовали. Поводом для ареста послужила статья в газете «Правда» от 10 августа 1937 г.. Статья была подписана Т.С. Горбуновым, который утверждал, что аттестационная комиссия иод руководством академика П.Я. Панкевича выгоняла из рядов учителей справедливых и преданных делу партии людей по причине недостаточной квалификации. В дальнейшем Т.С. Горбунов стал секретарем ЦК Компартии Беларуси по идеологии.
Организаторская деятельность С.Я. Вольфсона по развитию общественных наук в Республике Беларусь
Вольфсон Семен Яковлевич — философ, академик Академии наук БССР с 1928 г. Родился 8 июня 1891 г. в г. Бобруйске Могилевской области.
Отец С.Я. Вольфсона — выпускник Казанского ветеринарного института, фармацевт по профессии. Мать, М.И. Александрова, из купеческой семьи г. Мозыря.
С.Я. Вольфсон закончил с медалью мужскую гимназию в г. Бобруйске. Затем поступил в Гейдельбергекий университет (Германия), где обучался на юридическом и философском факультетах. Занимался в семинаре по творчеству Спинозы. С началом Первой мировой войны вернулся в Россию, где продолжил свое образование в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте. Учился также в Санкт-Петербургском, Московском, а затем и Киевском университете, юридический факультет которою закончил в 1919 г.
После окончания Киевского университета вернулся в Бобруйск и там преподавал в женской гимназии, трудовой школе, Бобруйской учительской семинарии и педагогических курсах по обществоведению, социологии и политической экономии.
После революции состоял членом Бобруйской городской думы, был председателем ее социал-демократической фракции. Являлся редактором еженедельной социал-демократической газеты «Наша мысль». В 1920—1921 гг. заведовал Бобруйским отделом народного образования.
Для истории психологии в Беларуси деятельность С.Я. Вольфсона знаменательна тем, что примерно до начала 20-х годов элементы психологических знаний преподавались и пропагандировались в основном обществоведами и главным образом — философами. Начиная с 1919 г. он ведет в Бобруйске обществоведение в гимназии, школе, учительской семинарии и др.
Научная деятельность Б.Э. Быховского в Беларуси
Как уже отмечалось, белорусским ученым не были чужды и философские, методологические вопросы психологии. Круг этих проблем в 20—30-х годах активно разрабатывался Б.Э. Быховским, С.Я. Вольфсоном, P.M. Выдрой, В.Н. Ивановским, С.З. Каценбоге-ном, П.Я. Паикевичсм и др. Методологические вопросы психологии рассматривались в ходе Широкой философской дискуссии, направленной против концепций механицизма, субъективизма и др. Были подвергнуты критике виталистические и бихевиористские точки зрения, фрейдизм, рефлексология. Это помогло белорусским философам и психологам освободиться от ряда ошибочных представлений. В этом отношении показательна эволюция взглядов Б.Э. Быховского относительно фрейдизма. Если в 1923 г. он приписывал учению Фрейда диалектико-материалистическии характер, то в 1926 г. в книге «Метапсихология Фрейда» он критикует субъективизм и мистицизм фрейдовского учения, пытаясь, однако, провести линию его связи с реактологией.
Быховский Берхард Эммануилович (1898—1980 гг.) родился в г. Бобруйске. Доктор философских наук (1941 г.), профессор, лауреат Сталинской премии за создание «Истории философии» (1940-1943 гг.).
Б.Э. Быховский анализирует подходы Р.Декарта к таким понятиям как интуиция, разум, мышление и др., причем делает это в связи с переходом Р. Декарта от понятия «душа», которое до XV11 в. являлось предметом психологи и, к понятию «сознание», которое благодаря исследованиям Р. Декарта стало новым предметом психологии

Развитие психотехники в Республике Беларусь в 20-30-е гг.

Впервые мысль об организации в БССР психотехнической лаборатории возникла на одном из организационных собраний Всебелорусской Ассоциации научной организации труда. Предлагалось с осени 1925 г. провести первые психотехнические исследования и начать работу по профотбору и профконсультации. Было предложено организовать краткосрочные курсы по научной организации труда и психотехнике. Лаборатория начала работать с 1925 г. под руководством профессора
С.М. Василейского и при активном участии сотрудников этой лаборатории
А.А. Гайворовского и С.М. Вержбаловича.

Кроме того, лабораторией был сконструирован ряд тестов, из которых можно отметить следующие: тесты на наблюдательность, картографическую память и точность восприятия, тест на знание слов и объектов, тест на исследование круга литературного опыта, тест Бурдона.

Деятельность С.М. Василейского на посту заведующего психотехнической лабораторией

Основные биографические данные:

Серафим Михайлович Василейский (1889–1961 гг.), родился в Самарской губернии, сын священника. После окончания Самарской семинарии он поступает в Петербургский психоневрологический институт, где увлекается естественными науками, психологией и философией. Параллельно с учебой в институте, он поступает на историко-филологический факультет в Петербургский университет.

Научная деятельность:

Разносторонняя деятельность С.М. Василейского в Беларуси особенно активно развивалась в период 1925 – 1928 гг., когда он возглавлял психотехническую лабораторию в Минске. Под руководством С.М. Василейского сотрудниками лаборатории была проделана большая работа.

Результаты научной деятельности профессора С.М. Василейского получили отражение в ряде его печатных работ по вопросам психологии труда, профориентации и профконсультации. В 1927 г. С.М. Василейским была опубликована книга «Введение в теорию и технику психологических, педолого-педагогических и психотехнических исследований»; в 1928 г. – «Статистический метод в применении к психологии, педагогике и психотехнике».

В 1929 г. С.М. Василейским, А.А. Гайворовским, С.М. Вержбаловичем было издано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основы профориентации, профконсультации и профотбора, дается анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуются методика и техника выявления пригодности человека к профессии.

Профессор С.М. Василейский также исследовал вопросы психологии детского мышления. Результаты этих исследований получили отражение в работе «Экспериментально-психологическое исследование мышления у детей».

Деятельность А.А. Гайворовского в психотехнической лаборатори.

Основные биографические данные: (НА РБ)

Александр Александрович Гайворовский родился в октябре 1899 г. в Самаре. В 1921 г. окончил психологическое отделение социально-исторического факультета Самарского государственного университета по специальности «психотехник и педолог». После окончания университета был приглашен на должность ассистента кафедры психологии и педологии СГУ. После переезда в г. Минск, с 1925 г. он являлся сотрудником Центральной психотехнической лаборатории. В конце 1928 г., после ухода С.М. Василейского, исполнял обязанности заведующего лабораторией. Лаборатория с этого года работала в следующем составе: заведующий лабораторией А.А. Гайворовский, ассистент С.М. Вержбалович, научный сотрудник В.Г. Иносова. Параллельно с работой в лаборатории А.А. Гайворовский выполнял обязанности ассистента кафедры педологии педагогического факультета БГУ.

Научная деятельность:

Большинство работ А.А. Гайворовского посвящено вопросам психологии профориентации и профотбора, а также методам исследования этой проблемы. Так, в 1929 г. им вместе с С.М. Василейским и
С.М. Вержбаловичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». Однако,
А.А. Гайворовский не ограничивался лишь вопросами профориентации. Например, вместе с другими исследователями он изучал психологию детей.

Он внес немалый вклад в развитие психологической культуры в Беларуси. Особое значение имела опубликованная под редакцией и с предисловием К.Н. Корнилова книга А.А. Гайворовского «Основы психотехники политпросветработы», которая была издана секцией научных работников БССР в 1928 г.

В 1928 г. в Минске вышла книга А.А. Гайворовского «Психотехника и библиотечное дело». В ней он рассматривает вопросы психологии читателя и методы изучения его личности. А.А. Гайворовский поднимал такие проблемы, как исследование круга литературного опыта читателей, изучение их индивидуальности и влияние этой индивидуальности на запросы и интересы людей: что читают и мнение о прочитанном, какая связь между умственной одаренностью и читаемостью.

Также А.А. Гайворовским были сформулированы общегигиенические правила организации труда, общепсихологические правила и положения организации умственного труда, индивидуально-психологические правила их организации.

Научные труды (статьи в различных журналах): «Психолого-педагогические предпосылки обучения взрослых»; «Методы профотбора»; «Единый лекционный план»; «Этика Ф.М. Достоевского»; «Психология взрослого малокультурного человека».

Деятельность С.М. Вержбаловича в психотехнической лаборатории

Основные биографические данные:

Вержбалович Сергей Михайлович (1902-1987 гг.) родился в Минске. В 1928 г. он окончил социально-историческое отделение педагогического факультета Белорусского государственного университета. Участвовал в двух войнах: гражданской ‑ на Украине (1921-1922 гг.) и ВОВ (1941-1945 гг.). С 1925 г. по 1929 г., одновременно с учебой в университете, С.М. Вержбалович начал работать сначала лаборантом, потом научным сотрудником Центральной психотехнической лаборатории.

Научная деятельность:

С момента открытия в 1925 г. Центральной психотехнической лаборатории С.М. Вержбалович являлся ее постоянным сотрудником.

В качестве основных обязанностей С.М. Вержбаловича было составление психограмм наиболее востребованных специальностей того времени: шофера, вагоновожатого, слесаря, рабочего и других, проведение консультаций по профессиональной ориентации учащейся молодежи в минских школах. В 1929 г. он выступал на белорусском радио в передачах, посвященных проблемам профконсультации, раскрывал специфику наиболее распространенных профессий, объяснял требования, предъявляемые к будущим специалистам.

Поскольку психотехническая лаборатория была тесно связана с кафедрой психологии БГУ, то С.М. Вержбалович участвовал в проведении занятий по психологии на педагогическом факультете БГУ. Он принимал активное участие в работе Белорусской ассоциации научной организации труда (НОТ), вначале как член президиума и секретарь этой Ассоциации, а с мая 1927 г. по октябрь 1929 г. – как ответственный секретарь Белорусской ассоциации НОТ.

В итоге можно отметить, что С.М. Вержбалович является одним из родоначальников практической психологии в Беларуси.

РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ (Е.П. ЕРЕСЬ, В. М. КОВАЛГИН, И. М. РОЗЕТ, Г. М. КУЧИНСКИЙ).

В 1947 г. на филологическом факультете БГУ открылось отделение логики, психологии и русского языка, которое просуществовало до 1955 г. Одним из организаторов этого отделения и его заведующей была Елена Павловна Ересь.

Основные биографические данные:

Елена Павловна Ересь родилась в 1904 г. В 1923-1926 гг. училась на факультете социального воспитания в Неженском институте народного образования, по специальности «учитель семилетней школы». В 1930–1931 гг. окончила высшие педагогические курсы при Московском пединституте им. В.И. Ленина, по специальности «преподаватель педагогических дисциплин в педучилищах».

В 1937 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Исследование темперамента школьников». Ею был проведен анализ истории учения о темпераменте от Гиппократа до 30-х гг. XX в., была разработана методика изучения темперамента и темпераментных различий у школьников. С 1937 г. В.П. Ересь разработала в качестве ассистента, потом доцентом кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. В годы ВОВ, когда Минск был еще оккупирован, на подмосковной станции «Сходня» Октябрьской возобновил свою работу БГУ (1943 г.), куда по специальному приглашению приехала на работу Е.П. Ересь.

Научная деятельность.

Е.П. Ересь внесла значительный вклад в развитие психологической науки Беларуси. Она является автором 30 крупных теоретических и практических трудов по проблемам общей, возрастной и педагогической психологии. Ею были изданы книги: «Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы», «Способности и их развитие у детей», «Недисциплинированность школьников, ее причины и пути устранения», «Воспитание характера», «Внимание и его воспитание у детей», «Организация внимания в учебно-воспитательном процессе», «Организация внимания в учебно-воспитательном процессе», «Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы».

Е.П. Ересь – автор известных учебников по психологии, в частности, главы «Темперамент» в учебном пособии «Психология», вышедшим в Москве под ред. К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова и Л.М. Шварца (1941), глав «Внимание», «Темперамент», «Способности» в учебнике психологии для студентов заочников педагогических институтов, вышедшем в Минске под общей ред. А.А. Зарудной (1970). Некоторые публикации Е.П. Ересь были переведены на иностранные языки.

ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ БЕЛАРУСИ (А. Т. РОСТУНОВ, М. А. КРЕМЕНЬ, Л. А. КАНДЫБОВИЧ).

А.Т. Ростунов родился 19 ноября 1920 года в селе Татево Оленинского р-на Тверской области в семье сельских тружеников.
А.Т. Ростунов подготовил и издал более 130 научных работ. Основное направление его научной деятельности было связано с разработкой психологических проблем формирования профессиональной пригодности специалистов-операторов к деятельности в обычных и экстремальных условиях.
А.Т. Ростунов являлся членом ряда специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в Республике Беларусь и на Украине (в Киевском университете им. Т.Г. Шевченко). Он внес огромный вклад в подготовку кадров высшей квалификации для СССР, Республики Беларусь, стран СНГ.
В 1996 году А.Т. Ростунов ушел из жизни на 76 году своей активной жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: