Тару принято классифицировать по назначению, материалу, составу конструкции и технологии производства.
По назначению тару разделяют на потребительскую, производственную, транспортную и специальную. Особенности тары каждой классификационной группы, отличительные и общие признаки подробно рассмотрены в [29].
По материалу все виды тары разбиты на основные группы: тара из бумаги, картона, гофрокартона, полимерных материалов, стекла, металла, ткани, комбинированных материалов, дерева. Далее мы будем рассматривать только тару из картона и гофрокартона.
Рассмотрим подробно классификацию тары из картона и гофрокартона по составу конструкции. В этой классификационной группе тару различают по видам стабильности размеров, по компактности и по применяемым вспомогательным упаковочным средствам.
Под видом тары понимают классификационную единицу, определяющую тару по геометрической форме и конструктивным особенное-
Глава 8
тям. Из картона и гофрокартона различают следующие виды тары: пачки, коробки, лотки, ящики, контейнеры.
Пачки за рубежом называют складными коробками. Это один из самых массовых видов потребительской тары. Их изготавливают из листового или рулонного картона массой 1 м2 от 250 до 600 г/м2. Конструктивно пачки производят из одной заготовки. Конструкцию пачек и материал выбирают в зависимости от вида упаковываемой продукции, ее формы, массы, технологии упаковывания и других требований. Заказчику пачки поставляют преимущественно в сложенном виде.
Коробки отличаются от пачек незначительной высотой по сравнению с длиной и шириной. Коробки могут поставляться заказчику в сложенном виде с последующей сборкой в объемную конструкцию на месте заполнения товаром, из нескольких деталей, которые затем собирают на месте назначения, а также в виде готовых жестких коробок с неизменяемой формой.
Лотки или ящики лоткового типа не имеют крышки и применяются для упаковки различной плодоовощной продукции. По конструкциям различают следующие группы лотков: складные из одной заготовки; складные из двух и более заготовок; нескладные; комбинированные.
Ящики из картона и гофрокартона являются самым массовым видом тары и по конструкции отличаются наибольшей разновидностью: складные с четырехклапанным дном и крышкой; складные с четырехклапан-ным дном и съемной клапанной крышкой (телескопического типа); футлярного типа; со сплошным дном и съемной крышкой; оберточного типа; комбинированные.
Контейнеры предназначены для перевозки различной продукции, имеющей первичную упаковку. Они позволяют создать укрупненную грузовую единицу. По конструкции контейнеры разделяют на группы: состоящие из картонного ящика и обычного деревянного поддона (рис. 8.14); сборные, состоящие из отдельных картонных заготовок, собираемых на поддоне (рис. 8.15); контейнеры со съемной стенкой; картонные складные с собираемыми опорами (рис. 8.16); со съемной крышкой.
По стабильности размеров различают тару жесткую, полужесткую и мягкую. Жесткая тара не изменяет своей формы и размеров при заполнении ее продукцией. Она должна выдерживать внешние воздействия при транспортировке, хранении, распределении, продаже и потреблении, сохраняя свою форму и размеры. Практически все виды тары из картона и гофрокартона относят к жесткой таре.
Подробные определения полужесткой и мягкой тары, их долговечность, разновидности рассмотрены в [29].
По компактности тару разделяют на неразборную, разборную и складную.
Конструирование тары из картона и гофрокартона
Рис. 8.14. Контейнер из деревянного поддона и четырехклапанного картонного ящика (а), а также контейнер со складывающейся передней стенкой (б)
Рис. 8.15. Контейнер из двух иолуобсчаск, дна с фиксаторами и стенок, собираемый
на деревянном поддоне
Рис. 8.16. Складной контейнер типа «полубокс»
Неразборпая тара изготавливается требуемой формы и размеров с неразъемными соединениями элементов. На всех последующих этапах жизненного цикла ее невозможно разобрать без нарушения целостности составляющих материалов.
298 _____________________________________________________ Глава 8
Разборная тара имеет конструкцию, позволяющую многократно собирать и разбирать ее на отдельные части за счет соединения сочленяющих элементов.
Складная тара конструктивно выполнена так, что ее можно сложить в объемную форму из плоской без нарушения сочленения элементов, а также вновь вернуть в первоначальную плоскую форму, если этому не препятствуют неразъемные соединения, полученные в сложенной объемной форме.
К вспомогательным у паковочным средствам относят прокладки, решетки, амортизаторы.
Рис, 8.17. Картонные прокладки (а, 6) и решетки (в, г) |
Картонные прокладки, решетки служат для разделения упаковываемых изделий, повышения прочности дна ящика, создания удобства при упаковывании. Самой простой является прокладка прямоугольной формы. Ее можно применять: для закрывания отверстия между внутренними клапанами; для упрочнения дна и горловины ящика; для распределения продукции по рядам; для разделения ящика по вертикали (рис. 8.17, а). Картонные прокладки могут образовывать сложные кон-
Конструирование тары из картона и гофрокартона
фигурации в виде вертикальных трубчатых, решетчатых и других перегородок (рис. 8.17, б- г).
Вертикальные прокладки и решетки значительно повышают прочность ящиков на сжатие, что особенно важно при штабелировании.
Для прокладок используют разный картон — коробочный, сплошной склеенный, гофрированный двух-, трех-, пятислойный.
Амортизаторы из картона применяют для упаковки продукции, требующей повышенной защиты от ударных и вибрационных нагрузок. Чаще всего их используют для упаковки радиоприемников, телевизоров, бытовых приборов и машин.
В зависимости от конструкции и назначения амортизаторы подразделяются на три основные группы: опорные, боковые и угловые (рис. 8.18).
б
V Ч
п
/\
Рис. 8.18. Картонные амортизаторы: а — опорные; б — боковые; в — угловые
Глава 8