Логические ошибки — это необоснованные суждения, которые зачастую произносятся с такой убежденностью, что начинают звучать как доказанные факты. Некоторые из этих ошибок исходят от извращенного восприятия клиента (например, сверхобобщение), иные — от психологических заблуждений (например, катастрофизирование), в то время как остальные являются просто логическими искажениями (априорное мышление). Иногда ошибки происходят из-за установления ложных связей между случайными событиями.
Каким бы ни был их источник, ошибки, популяризованные средствами массовой информации, могут начать жить собственной, особой жизнью и стать частью национального кредо. Достигнув таких масштабов, они становятся привлекательными для тех, кто ищет одобрения других, прибегая к помощи этих общеупотребительных заблуждений.
Ошибки имеют тенденцию проникать во взаимодействие клиента и терапевта во время процесса логического анализа, когда клиент манипулирует доказательствами, собранными за и против деструктивного убеждения. «Лучше быть в безопасности, чем сожалеть», — может сказать наш клиент, цитируя популярную банальность и не осознавая, что она не имеет никакого отношения к установленным правилам логического доказательства и поэтому не может выдаваться за довод к какому-либо утверждению.
|
|
Лучший способ рассказать клиенту о логических ошибках — это обратить его или ее внимание на подобные высказывания в тот момент, как они произносятся, и незамедлительно заметить, что они ничего не дают нам в оценке истинности или ложности убеждения. В очень редких случаях они служат слабыми заслонками, которые помогают клиентам избежать попадания в тиски накопленных в течение жизни ошибочных взглядов. Положите на одну чашу весов все логические ошибки, какие вы сможете собрать, а на другую — одно неопровержимое доказательство, и оно всегда будет перевешивать.
Метод
Как только клиент признает, насколько бессмысленны логические заблуждения, его можно научить тому, как не прибегать к этим лингвистическим шорам. Наилучшим образом это можно сделать, приведя примеры и мотивировав клиента на то, чтобы он опровергал любое произнесенное или услышанное им заблуж-; дение до тех пор, пока он не пресытится их бестолковостью.
Пример
Ниже приводится список наиболее распространенных логических ошибок, а также определение и примеры для каждой из них.