Тема 3.1 Особенности города как формы расселения. Типология городов и населенных мест

Раздел № 3. Планировочная организация поселений

Все населенные места делятся:

на городские, к которым относятся города и поселки городского типа, города-спутники (сателлиты), которые возникают вблизи крупных промышленных городов;

сельские;

курортные и дачные поселки.

Основным признаком типа населенных мест служат численность населения, и связь его преобладающей части с определенными видами деятельности.

Города - это крупные населенные пункты, основная часть жителей которых занята в промышленности, науке, культуре, обслуживании здравниц, управлении. Минимальная численность населения городов от 5 тыс. до 12 тыс. чел. При этом лимитирована также доля населения несельскохозяйственного труда - от 66 до 85%.

Города-спутники располагаются вокруг больших и крупных городов на расстоянии 30...60 км от них. С их помощью разуплотняются густо заселенные города. Города-спутники рассчитаны на 60...80 тыс. чел. В них размещаются жилые районы и отдельные промышленные предприятия на 15...20тыс. работающих. В городах-спутниках могут также располагаться научные центры, высшие учебные заведения. Основным условием для их размещения должна быть хорошая транспортная связь с городом. Города-спутники созданы в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга, Куйбышева и других городов. В качестве научных центров построены Дубна, Обнинск. Отдельные отрасли промышленности, связанные с научно-исследовательскими и учебными институтами, развиваются в Зеленограде, Жуковском под Москвой, в Академгородке под Новосибирском.

В других странах приняты иные классификации городов. В некоторых странах минимальное число жителей города составляет лишь несколько сотен человек.

Города имеют ведущее значение среди всех мест расселения, так как они - центры наибольшего развития культуры, промышленности, транспорта. Города - наиболее экономичный вид расселения в отношении капитальных затрат, эксплуатационных расходов по водопроводу, канализации, энергоснабжению, дорогам и другим видам благоустройства. Большинство современных городов - города промышленные. Они являются административными и культурными центрами районов, областей, краев, республик. В соответствии с темпами развития народного хозяйства увеличивается и количество городов.

На территории страны открываются все новые естественные богатства, что ведет к возникновению в необжитых районах нового промышленного и транспортного строительства. Возникают новые населенные места и развиваются существующие города и поселки.

Поселки - населенные места от 0,5 тыс. до 12 тыс. жителей, преобладающая часть населения которых связана с промышленным производством, транспортом или обслуживанием.

Сельские населенные места имеют малую численность населения, преобладающая часть которого занята в сфере сельского хозяйства. Их подразделяют на деревни и села.

Деревня - это малое поселение,

село - более крупное, которое является административным, производственным, сельскохозяйственным центром.

Города классифицируют по следующим признакам:

численность населения;

административное значение (федеральный, республиканский, областной, районный центры);

народнохозяйственное значение (промышленный центр, транспортный узел, курорт и др.);

местные естественноисторические особенности;

характер застройки.

Для решения градостроительных задач важно знать все признаки в этой классификации. Важнейшим признаком является численность населения.

В мире насчитывается более 220 сверх крупнейших и около 2000 больших городов. В России 12 крупнейших и сверх крупнейших городов, а крупных - уже 59. В наше время особенно интенсивно растут крупные и крупнейшие города. Их развитие и рост тесно связаны с научно-техническим и социальным прогрессом. Значительная роль в экономической, политической и культурной жизни принадлежит городам-миллионерам.

За последние годы в мире определилась тенденция увеличения численности больших городов до невиданных размеров. За это время возникло ¾ всех городов-миллионеров. Особенно быстро они появляются в странах с низким уровнем жизни сельского населения. За счет сельских жителей, стремящихся улучшить условия жизни, увеличились города: Сан-Паулу в Бразилии - в 3 раза; Сантьяго в Чили - на 800 тыс. чел., Каракас в Венесуэле - в 5 раз. Некоторые капиталистические города хаотически, стихийно увеличиваясь, срастаются в целые агломерации - супергорода. Примером может служить гигантская агломерация, протянувшаяся на 250 км от Бостона до Филадельфии, где центральным ядром является Нью-Йорк, население которого вместе с пригородами составляет 16 млн. чел.

Первые города-миллионеры в нашей стране определились еще в конце прошлого века. Это был Санкт-Петербург (по данным 1890 г. - 1 млн. 33,6 тыс. жителей) и Москва (по данным 1897 г. - 1 млн. 38,6 тыс. жителей). На Украине в середине XX в. городом-миллионером стал Киев.

Остальные признаки классификации учитываются при планировке городов, общем архитектурно-планировочном решении, оценке соотношения объемов разной этажности, степени озеленения, характера благоустройства.

Тема 3.2 Функциональная организация и планировочная структура города. Генеральный план

Функциональное зонирование города применяют для рационального размещения на выбранной территории элементов определенного назначения, составляющих единый планировочный комплекс города или агломерации. Оно проводится с учетом местных конкретных условий, размеров города, характера промышленности, назначения и особенностей каждой зоны, обеспечения функциональных связей между зонами и санитарно-гигиенических требований, взаимодействия с природной средой. Зонирование должно обеспечивать оптимальные условия жизни, производственной деятельности населения и эффективность использования городской территории.

Выделяются следующие основные функциональные зоны: селитебная, промышленная, коммунально-складская и внешнего транспорта.

Селитебная зона — для размещения жилых районов и микрорайонов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских, спортивных и др.), улиц и площадей, обслуживающих зону, зеленых насаждений общего пользования. Для этого требуются сухие, возвышенные, хорошо проветриваемые, инсолируемые озелененные и обводненные территории с наветренной стороны относительно промышленных зон и выше по течению реки с созданием необходимых санитарно-защитных разрывов.

Промышленная зона — для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов (в том числе зеленых насаждений для обслуживания работающих в местах труда и территорий зеленых насаждений санитарного назначения). Зона создается с учетом организации удобных транспортных и пешеходных связей с местами расселения трудящихся, занятых на производстве, рационального обеспечения внешним и внутригородским транспортом, вблизи железнодорожных магистралей или водных путей. Необходима территория со спокойным рельефом.

Коммунально-складская зона -для размещения баз и складов, гаражей, трамвайных депо, троллейбусных и автобусных парков и т. п.

Зона внешнего транспорта — для размещения транспортных устройств и сооружений (пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней и др.). Эта зона не должна пересекать другие зоны.

Для уменьшения вредного воздействия объектов, имеющих загрязняющие отходы и выбросы, требуется создание специальных санитарно-защитных зон зеленых насаждении и открытых пространств.

В малых городах — научно-исследовательских центрах к основным зонам может относиться зона институтов и конструкторских бюро, а в курортных городах — лечебно-оздоровительная зона и обслуживающие учреждения (сады, парки, пляжи и т. д.).

Членение территории на зоны должно учитывать два противоположных требования — сближения в интересах создания удобств и изоляции (отдаления) территорий, соседство которых нежелательно.

При соответствующем обосновании в зоне могут размещаться объекты и другого функционального назначения, но при условии, что они не окажут отрицательных последствий.

В некоторых случаях с учетом местных условий обособленно от основных зон располагают больницы, высшие и специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, крупные спортивные комплексы.

Селитебная, промышленная, коммунально-складская и транспортные зоны вместе с санитарно-защитными территориями образуют застроенную территорию города. Вне застроенной территории находятся лесопарки, подсобные хозяйства, питомники, кладбища, очистные сооружения, резервные территории и т. д.

Зеленые насаждения входят в каждую из этих зон. Учитывая большое социальное и оздоровительное значение озелененных территорий, а также их большую роль в решении проблем окружающей среды, представляется целесообразным выделить в качестве самостоятельной функциональной зоны города зону парков (парковую систему).

Территория, прилегающая к городу (пригородная зона), предназначается для его развития и формируется в зависимости от потребности города в размещении объектов хозяйственного обслуживания, создания условий для отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния воздушного бассейна и санитарно-гигиенических условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: