Смотри раздел 4


Тема 4.5 Рекреационные территории, Тема 4.6 Охраняемые природные территории Из СВОД ПРАВИЛ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ РЕДАКЦИЯ СНиП 2.07.01-89* 9. Зоны рекреационного назначения. Зоны особоохраняемых территорий 9.1. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особоохраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. На территории рекреационных зон и зон особоохраняемых территорий не допускаются строительство новых и расширение действующих промышленных, коммунально-складских и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов рекреационного, оздоровительного и природоохранного назначения. Режим использования территорий курортов определяется специальным законодательством. 9.2. В городских и сельских поселениях необходимо предусматривать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий общего пользования и других открытых пространств в увязке с природным каркасом. Суммарная площадь озелененных территорий общего пользования - парков, лесопарков, садов, скверов, бульваров и др. должна быть не менее, м2/чел.: для крупнейших, крупных и больших городов................. 16 " средних............................................... 13 " малых................................................. 8 Существующие массивы городских лесов допускается преобразовывать в лесопарки и относить дополнительно к озелененным территориям общего пользования. При этом следует сохранять и улучшать сложившиеся ландшафты, обеспечивая их пространственную взаимосвязь с природными экосистемами. Примечание. В зависимости от природно-климатических условий указанные нормы могут быть уменьшены или увеличены, но не более чем на 20%. 9.3. Время доступности городских и районных парков на общественном транспорте (без учета времени ожидания транспорта) должно быть не более 20 мин. Размещение зоопарков следует предусматривать в составе рекреационных зон. Расстояние от границ зоопарка до жилой и общественной застройки устанавливается по согласованию с местными органами здравоохранения, но не менее 50 м. 9.4. При размещении парков и садов следует максимально сохранять участки с существующими насаждениями и водоемами. Площадь территории парков, садов и скверов следует принимать не менее, га: городских парков........................................... 15 парков планировочных районов............................... 10 садов жилых районов........................................ 3 скверов.................................................... 0,5 Для условий реконструкции площадь указанных элементов допускается уменьшать. Ширину бульваров с одной продольной пешеходной аллеей следует принимать не менее, м, размещаемых: по оси улиц................................................ 18 с одной стороны улицы между проезжей частью и застройкой... 10 9.5. Расстояние от зданий и сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников следует принимать в соответствии с таблицей 3. Таблица 3 ┌─────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐ │ Здание, сооружение, │ Расстояния, м, от здания, │ │ объект инженерного благоустройства │сооружения, объекта до оси │ │ ├─────────────┬─────────────┤ │ │ствола дерева│ кустарника │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┤ │Наружная стена здания и сооружения │ 5,0 │ 1,5 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┤ │Край трамвайного полотна │ 5,0 │ 3,0 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┤ │Край тротуара и садовой дорожки │ 0,7 │ 0,5 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┤ │Край проезжей части улиц, кромка укрепленной │ 2,0 │ 1,0 │ │полосы обочины дороги или бровка канавы │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┤ │Мачта и опора осветительной сети, трамвая, │ 4,0 │ - │ │мостовая опора и эстакада │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┤ │Подошва откоса, террасы и др. │ 1,0 │ 0,5 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┤ │Подошва или внутренняя грань подпорной стенки│ 3,0 │ 1,0 │ ├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┤ │Подземные сети: │ │ │ │ газопровод, канализация │ 1,5 │ - │ │ тепловая сеть (стенка канала, тоннеля │ 2,0 │ 1,0 │ │или оболочка при бесканальной прокладке) │ │ │ │ водопровод, дренаж │ 2,0 │ - │ │ силовой кабель и кабель связи │ 2,0 │ 0,7 │ ├─────────────────────────────────────────────┴─────────────┴─────────────┤ │ Примечания. 1. Приведенные нормы относятся к деревьям с диаметром│ │кроны не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большего│ │диаметра. │ │ 2. Расстояния от воздушных линий электропередачи до деревьев следует│ │принимать по Правилам устройства электроустановок (ПУЭ). │ КонсультантПлюс: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: информация об инсоляции и освещенности жилых и общественных помещений в разделе 1 отсутствует. │ 3. Деревья, высаживаемые у зданий, не должны препятствовать инсоляции│ │и освещенности жилых и общественных помещений с учетом раздела 1. │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 9.6. Размещение объектов массового кратковременного отдыха населения, расположенных в зонах рекреационного назначения, следует предусматривать с учетом доступности этих зон на общественном транспорте, как правило, не более 1,5 ч. Размеры территории объектов массового кратковременного отдыха (далее - зон отдыха) следует принимать из расчета не менее 500 м2 на 1 посетителя, в том числе интенсивно используемая ее часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 м2 на одного посетителя. Площадь участка отдельной зоны массового кратковременного отдыха следует принимать не менее 50 га. 9.7. В составе зон особоохраняемых территорий могут выделяться участки лечебно-оздоровительных местностей (курортов) на землях, обладающих природными лечебными факторами, наиболее благоприятными микроклиматическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями. На территории курортов следует размещать санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха и туризма, учреждения и предприятия обслуживания лечащихся и отдыхающих, курортные парки и другие озелененные территории общего пользования, пляжи, формируя курортные зоны. Размеры озелененных территорий общего пользования курортных зон следует устанавливать из расчета 100 м2 на одно место в санитарно-курортных и оздоровительных учреждениях. Примечание. В курортных зонах степных районов участки озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 50%. 9.8. Размещение учреждений отдыха и санаторно-курортных в прибрежной полосе зон отдыха и курортных зон необходимо предусматривать с учетом раздела 14, но на расстоянии не менее 50 м - при размещении на берегу рек и водохранилищ. 9.9. Размеры территорий пляжей, размещаемых в курортных зонах и зонах отдыха, следует принимать на одного посетителя, не менее, м2: речных и озерных............................................. 8 речных и озерных (для детей)................................. 4 Размеры речных и озерных пляжей, размещаемых вне курортных зон на землях, пригодных для сельскохозяйственного использования, следует принимать из расчета 5 м2 на одного посетителя. Размеры территории специализированных лечебных пляжей для лечащихся с ограниченной подвижностью следует принимать из расчета 8 - 12 м2 на одного посетителя. 9.10. Расстояния от границ земельных участков вновь проектируемых санитарно-курортных и оздоровительных учреждений следует принимать не менее, м: до жилой и общественной застройки (не относящейся к обслуживанию курортных и зон отдыха), объектов коммунального хозяйства и складов (в условиях реконструкции не менее 100 м).............................. 500 до железных дорог общей сети............................... 500 до автомобильных дорог категорий: I, II, III................................................ 500 IV........................................................ 200 до садово-дачной застройки................................. 300 9.11. Размеры и режим использования особоохраняемых территорий устанавливаются на основе градостроительных регламентов с учетом законодательства Российской Федерации, а также с учетом раздела 14. Категории особоохраняемых территорий федерального, регионального и местного значения определяются Законом Российской Федерации "Об особоохраняемых природных территориях". 9.12. В городских и сельских поселениях необходимо предусматривать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий и других открытых пространств. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городов (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40%, а в границах территории жилого района не менее 25% (включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона). Примечания. 1. В зонах тундры, лесотундры, пустыни и полупустыни уровень озелененности территории в пределах застройки должен устанавливаться в соответствии с региональными нормами. 2. В городах с предприятиями, требующими устройства санитарно-защитных зон шириной более 1 км, уровень озелененности территории застройки следует увеличивать не менее чем на 15%. 9.13. Площадь озелененных территорий общего пользования - парков, садов, скверов, бульваров, размещаемых на территории городских и сельских поселений, следует принимать по таблице 4. Таблица 4 ┌────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐ │ Озелененные │ Площадь озелененных территорий, м2/чел. │ │ территории общего ├───────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤ │ пользования │крупнейших, крупных│ средних │ малых │ сельских │ │ │ и больших городов │ городов │ городов │поселений │ ├────────────────────┼───────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤ │Общегородские │ 10 │ 7 │8 (10) <*>│ 12 │ │Жилых районов │ 6 │ 6 │ - │ - │ ├────────────────────┴───────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤ │ <*> В скобках приведены размеры для малых городов с численностью│ │населения до 20 тыс. чел. │ │ │ │ Примечания. 1. Для городов-курортов приведенные нормы общегородских│ │озелененных территорий общего пользования следует увеличивать, но│ │не более чем на 50%. │ │ 2. Площадь озелененных территорий общего пользования в поселениях│ │допускается уменьшать для тундры и лесотундры до 2 м2/чел.; полупустыни│ │и пустыни - на 20 - 30%; увеличивать для степи и лесостепи на 10 - 20%. │ │ 3. В средних, малых городах и сельских поселениях, расположенных│ │в окружении лесов, в прибрежных зонах крупных рек и водоемов, площадь│ │озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не│ │более чем на 20%. │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ 9.14. В крупнейших, крупных и больших городах существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их дополнительно к указанным в таблице 4 озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 м2/чел. 9.15. В структуре озелененных территорий общего пользования крупные парки и лесопарки шириной 0,5 км и более должны составлять не менее 10%. Время доступности городских парков должно быть не более 20 мин, а парков планировочных районов - не более 15 мин. Примечание. В сейсмических районах необходимо обеспечивать свободный доступ парков, садов и других озелененных территорий общего пользования, не допуская устройства оград со стороны жилых районов. 9.16. Расчетная численность единовременных посетителей территории парков, лесопарков, лесов, зеленых зон следует принимать не более, чел./га, для: городских парков........................................... 100 парков зон отдыха.......................................... 70 парков курортов............................................ 50 лесопарков (лугопарков, гидропарков)....................... 10 лесов...................................................... 1 - 3 Примечания. 1. В зоне пустынь и полупустынь указанные нормы следует уменьшать на 20%. 2. При численности единовременных посетителей 10 - 15 чел./га необходимо предусматривать дорожно-тропиночную сеть для организации их движения, а на опушках полян - почвозащитные посадки, при численности единовременных посетителей 50 чел./га и более - мероприятия по преобразованию лесного ландшафта в парковый. 9.17. В крупнейших, крупных и больших городах наряду с парками городского и районного значения необходимо предусматривать специализированные - детские, спортивные, выставочные, зоологические и другие парки, ботанические сады, размеры которых следует принимать по заданию на проектирование. Ориентировочные размеры детских парков допускается принимать из расчета 0,5 м2/чел., включая площадки и спортивные сооружения, нормы расчета которых приведены в рекомендуемом Приложении Ж. 9.18. На территориях с высокой степенью сохранности естественных ландшафтов, имеющих эстетическую и познавательную ценность, следует формировать национальные и природные парки. Архитектурно-пространственная организация национальных и природных парков должна предусматривать использование их территории в научных, культурно-просветительных и рекреационных целях с выделением, как правило, заповедной, заповедно-рекреационной, рекреационной и хозяйственной зон. 9.19. При размещении парков и садов следует максимально сохранять участки с существующими насаждениями и водоемами. Площадь территории парков, садов и скверов следует принимать не менее, га: городских парков - 15, парков планировочных районов - 10, садов жилых районов - 3, скверов - 0,5; для условий реконструкции площадь скверов может быть меньших размеров. В общем балансе территории парков и садов площадь озелененных территорий следует принимать не менее 70%. Для городов в зоне тундры и лесотундры следует предусматривать преимущественно сады и скверы площадью до 1 - 1,5 га, а также зимние сады в зданиях. 9.20. При строительстве парков на пойменных территориях необходимо соблюдать требования раздела 9 настоящих норм и СНиП 2.06.15. 9.21. Бульвары и пешеходные аллеи следует предусматривать в направлении массовых потоков пешеходного движения. Размещение бульвара, его протяженность и ширину, а также место в поперечном профиле улицы следует определять с учетом архитектурно-планировочного решения улицы и ее застройки. На бульварах и пешеходных аллеях следует предусматривать площадки для кратковременного отдыха. Ширину бульваров с одной продольной пешеходной аллеей следует принимать не менее, м, размещаемых: по оси улиц................................................. 18 с одной стороны улицы между проезжей частью и застройкой.... 10 9.22. Озелененные территории общего пользования должны быть благоустроены и оборудованы малыми архитектурными формами: фонтанами и бассейнами, лестницами, пандусами, подпорными стенками, беседками, светильниками и др. Число светильников следует определять по нормам освещенности территорий. 9.23. Дорожную сеть ландшафтно-рекреационных территорий (дороги, аллеи, тропы) следует трассировать по возможности с минимальными уклонами в соответствии с направлениями основных путей движения пешеходов и с учетом определения кратчайших расстояний к остановочным пунктам, игровым и спортивным площадкам. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м (ширина полосы движения одного человека). 9.24. В зеленых зонах городов следует предусматривать питомники древесных и кустарниковых растений и цветочно-оранжерейные хозяйства с учетом обеспечения посадочным материалом группы городских и сельских поселений. Площадь питомников должна быть не менее 80 га. Площадь питомников следует принимать из расчета 3 - 5 м2/чел. в зависимости от уровня обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования, размеров санитарно-защитных зон, развития садоводческих товариществ, особенностей природно-климатических и других местных условий. Общую площадь цветочно-оранжерейных хозяйств следует принимать из расчета 0,4 м2/чел.
 
Тема 4.7. Планировка промышленных районов города При планировке промышленных районов населенного пункта выделяют следующие градостроительные категории:
  • промышленная зона (производственная зона города) – часть территории города, где сосредоточены градообразующие промышленные предприятия (г. Красноярск на правом берегу р. Енисей);
  • городской промышленный район административный район (районы) города, где сосредоточены градообразующие промышленные предприятия;
  • промышленный узел – группа предприятий с общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры;
  • производственный комплекс — это группа производственных зданий и сооружений, расположенных на компактной территории, связанных технологическим процессом и общими транспортными и энергетическими устройствами.
  • площадка промышленного предприятия – часть территории, где расположено производственное предприятие.
На территории производственной зоны, производственного центра или отдельного производственного комплекса могут находиться здания и сооружения подсобного назначения: котельная, трансформаторные подстанции, пожарные депо и др. Особенности размещения и планировки промышленных районов Промышленный районилиузел – территория, на которой расположена объединенная группа промышленных предприятий, имеющая общие коммуникации, инженерные сооружения, вспомогательные производства и хозяйства. Группу предприятий объединяют в единый промышленный узел в целях отдачи капитальных вложений. Промышленный район имеет один или несколько общественных центров с радиусом обслуживания 1,5-2,0 км, в которых размещают учреждения административного, культурного, бытового, научно-технического и спортивного обслуживания. Группа промышленных узлов и агропромышленный комплекс образуют территориально-производственный комплекс. Преимущества промышленных узлов: • кооперирование предприятий между собой и с городским хозяйством; • единые производственно-строительная база и жилищный фонд; • экономия капитальных вложений (территории, коммуникации). По отношению к селитебной территории промышленные узлы могут располагаться различным образом (рис. 21.1). Размещение промышленных предприятий осуществляется в соответствии со СНиП П-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий". Рис. 21.1. Размещение промышленных узлов: 1 – вне города; 2 – на периферии селитебной территории; 3 – в пределах города Основные факторы, влияющие на размещение: • организация транспортных связей; связь с селитебной территорией; • наличие мест для отвалов, очистных сооружений и т.п.; • перспективы развития. Планировка промышленных районов может быть различной (рис. 21.2). При разработке системы размещения промышленных районов в новом городе наиболее удачным приемом считается параллельное размещение промышленной и селитебной зон (см. рис. 21.2, а). Помимо четкости функциональной организации территории города этот прием создает лучшие возможности для последующего свободного развития промышленных районов и селитебных территорий. В новых городах промышленного профиля научно-производственные районы и научно-технические центры могут размещаться: • по параллельной линейной схеме между промышленной и селитебной зонами города; • между селитебной зоной и зоной отдыха; • непосредственно в промышленном районе между отдельными группами предприятий; • вблизи или в составе общественного центра города. Городские промышленные районы, группы предприятий и отдельные предприятия с технологическими процессами, являющимися источниками производственных выделений, не допускается размещать с наветренной стороны для ветров преобладающего направления по отношению к жилым и общественным зданиям и местам массового отдыха населения и следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Рис. 21.2. Планировка промышленных районов: а – параллельное размещение промышленной и селитебной зон; 6 – перпендикулярное размещение промышленной и селитебной зон Санитарно-защитной зоной считается территория между местами (источниками) выделения производственных вредностей и границей жилой застройки. Промышленные предприятия с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных вредностей, разделяются на пять классов, в соответствии с которыми устанавливаются размеры санитарно-защитных зон (табл. 21.1). Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория предприятия или группы предприятий и использоваться для расширения промышленной площадки. На территории санитарно-защитных зон допускается размещать: • предприятия, их отдельные здания и сооружения с выделением вредности меньшего класса, чем производство, для которого установлена санитарно-защитная зона, при условии аналогичного характера вредности; • пожарные депо, бани, прачечные, гаражи, склады (кроме продовольственных, общетоварных и специализированных), здания управления предприятиями, конструкторские бюро, лаборатории, связанные с обслуживанием предприятий района; • магазины, предприятия общественного питания, поликлиники, обслуживающие производство; • помещения для дежурного аварийного персонала и охраны предприятий, стоянки общественного и индивидуального транспорта, местные и транзитные инженерные сети и коммуникации, линии электропередачи, электростанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения, сооружения для подготовки технической воды, водопроводные и канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, подземные резервуары, питомники древесно-кустарниковых растений для озеленения предприятий и санитарно-защитной зоны. Таблица 21.1 Размеры санитарно-защитных зон
Класс вредности промышленного предприятия Размер санитарно-защитной зоны, м
I  
II  
III  
IV  
V  

В санитарно-защитных зонах не допускается размещать:

• жилые здания, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, сады, парки, садоводческие товарищества и огороды;

• предприятия, производственные здания и сооружения в тех случаях, когда производственные вредности, выделяемые одним из предприятий, производственным зданием или сооружением, могут оказывать вредное воздействие на здоровье трудящихся или привести к порче материалов, оборудования и готовой продукции на соседних предприятиях, а также когда это приводит к увеличению или концентрации вредностей на границе селитебной зоны выше допустимых по санитарным нормам;

• спортивные сооружения, парки, детские учреждения, школы, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Территория санитарно-защитной зоны должна быть благоустроена и озеленена за счет предприятий, производство которых вызывает необходимость ее организации, по проекту благоустройства, разработанному одновременно с проектом строительства или реконструкции предприятия.

Промышленный район делится проездами и магистралями на кварталы. Основными структурными элементами планировки городского промышленного района являются панели, предназначенные для размещения, как правило, одного ряда предприятий, и блоки, на которые панели разделяются внутрирайонными проездами (рис. 21.3).

Панель – объединение нескольких кварталов между продольными проездами.

Рис. 21.3. Схема панельного расположения предприятий:

а – однапанельное; б – двухпанельное

Блок – объединение кварталов промышленного предприятия с законченной частью технологического процесса.

В соответствии с принятой терминологией возможны следующие виды застройки:

• квартально-панельная:

• квартально-блочная.

Раздел 5. Современная система градостроительной документации в РФ.
Тема 5.1 Правовые основы градостроительства Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГК РФ), введенного в действие Федеральным законом № 191-ФЗ от 29.12.2004 г, как основного документа, регулирующего градостроительную деятельность, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГК РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности и муниципальные правовые акты, также не должны противоречить ГК РФ. Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на принципах · обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; · обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических и социальных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; · осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки; · ответственности органов государственной власти РФ и местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; · осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования РФ; 2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения в случаях, предусмотренных ГК РФ; 3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности; 4) установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД); 5) организация и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования Российской Федерации; 6) установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора; 7) осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГК РФ. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением п.5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. Федеральный орган исполнительной власти (Министерство регионального развития Российской Федерации) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства принимает нормативные правовые акты, издает методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязательные для исполнения. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации; 2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ; 3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования; 4) осуществление государственного строительного надзора в случаях. Органы местного самоуправления поселений уполномочены проводить подготовку и утверждение генеральных планов поселения и правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также документации по планировке территории, подготовленной на основе генеральных планов поселения. Они должны организовать и проводить выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения. Утверждать местные нормативы градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены проводить подготовку и утверждение схем территориального планирования муниципального района. Осуществлять утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд. Органы местного самоуправления городских округов уполномочены проводить подготовку и утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Выполнять утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории. Выдавать разрешения на строительство, ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа. Утверждать местные нормативы градостроительного проектирования городского округа, вести информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа. Осуществлять резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, определенные ГК РФ представлены в табл.1. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности Таблица 1
Поселений Муниципальных районов Городских округов
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов. 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений. 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий. 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов.
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений. 3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий. 3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГК. 4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГК. 4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ГК.
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений. 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях. 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
6) принятие решений о развитии застроенных территорий. 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов. 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов.
    7) принятие решений о развитии застроенных территорий.

Такая структура правовой основы управления градостроительной деятельностью имеет свойственные только ей особенности. Правила землепользования и застройки и градостроительные регламенты в частности, подготовленные и утвержденные органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов и городских районов обязательны для исполнения не только физическими и юридическими лицами, но и представителями других органов публичной власти, других субъектов регулирования – Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации

Законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что нормативно-правовые акты, принимаемые публичными субъектами системы градорегулирования нижних уровней власти, не могут противоречить законодательным, и нормативно-правовым актам высших уровней, а изменения Федерального законодательства неизбежно требуют приведения в соответствие с федеральным законодательством всех нормативно-правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления (МСУ).

При этом полномочия в области градостроительной деятельности и градорегулирования разных уровней публичной власти – Российской Федерации, субъектов РФ, органов МСУ между собой не пересекаются. Это означает, что нет очередности в разработке документов территориального планирования. При отсутствии документов территориального планирования Российской Федерации или ее субъектов, органы МСУ могут осуществлять территориальное планирование города, поселения, городского округа или муниципального района в пределах своей компетенции, т.е. на землях, отнесенных к ведению органов МСУ. Это обеспечивает необходимый уровень упорядоченности в организации территории. При этом остается обязательным согласование проектов документов территориального планирования другими органами публичной власти, а также учет документов территориального планирования и документации по планировке территории при подготовке проектов градостроительного проектирования. Отсутствие пересечения полномочий различных субъектов публичной власти диктует необходимость использования совместных технологий подготовки документов территориального планирования.

Самой главной отличительной особенностью градостроительного регулирования остается то, что население, правообладатели недвижимости выступают равноправными субъектами градорегулирования, что выражается в процедуре проведения обязательных публичных слушаний по различным вопросам правил землепользования и застройки.

Курсовая работа

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: