Комментарий. Эмоциональные компоненты раннего опыта клиентов обыч­но очень сильны

Эмоциональные компоненты раннего опыта клиентов обыч­но очень сильны. Поэтому важно исследовать воспоминания не торопясь. Попросите клиентов представить позитивные события прошлого, чтобы компенсировать возможные отрицательные

эмоции.

Гипотеза, лежащая в основе этой техники, находит под­тверждение в работах такого известного теоретика, как Пиаже (Piaget, 1954). Он говорит о том, что мысли, ориентиры и убеж­дения, записанные в лобных зонах во время дооперациональной стадии развития мышления (в возрасте 2-7 лет), скорее всего, послужат базой многих видов логических ошибок. Во время ста­дии конкретных операций (в возрасте 7-11 лет) индивидуум не может абстрагировать реальность в терминах «если, то» и смот­рит на проблемы конкретно. Все ложные интерпретации, нако­пившиеся в течение этих двух стадий интеллектуального разви­тия, будут откладываться в долговременную память, и по мере взросления индивида избавиться от них ему будет непросто.

Если предположить, что эта гипотеза верна, становится по­нятно, что ранние ошибочные убеждения, которые были синте­зированы в общий паттерн мышления клиента, должны быть, если клиент хочет приобрести более здоровое восприятие себя и окружающего мира, последовательно ресинтезированы.

Если эту технику проделать корректно, то она может приве­сти к резким и драматичным изменениям в восприятии клиен­та. Терапевты психодинамического направления в своей прак­тике часто используют элементы этого подхода. Когнитивно-ре­структурирующий подход разнится с ними как в теории, так и на практике. Отличие состоит в том значении, которое придает­ся активной коррекции ошибочных жизненных ориентиров, и в опоре на гипотезу о том, что предоперациональные и конкрет­ные убеждения более доступны для сознательной манипуляции ими. На наш взгляд, борьба разражается не между сознанием и бессознательным или между подавленными конфликтами эго, суперэго и ид, а, скорее, между тем, что поддается проверке, и тем, что было когда-то по ошибке усвоено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: