| Линия полных затрат |
| З перемен. |
| З пост. |
| З пост. |
| График выручки |
| Зона убытка |
| Точка пересечения графика полных затрат точка безубыточности |
| Q |
| зона прибыльности |
| З пост = 100 З перемен = 4 С = 6 |
Рис. 11– График точки безубыточности в краткосрочный период
Расстояние между фактической (плановой) выручкой и выручкой в точке безубыточности (критической) называется запасом финансовой точности.
Точка пересечения полных затрат и выручки называется точкой без-ти.
Зона выше точки без-ти называется зоной прибыльности.
Зона ниже точки без-ти называется зоной убытков.
Разница между фактической(плановой) вырочкой и выручкой в точке без-ти (критической) называется «кромкой без-ти» или запасом финансовой устойчивости.
График точки безубыточности в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде не работают ограничения, которые были записаны выше.
| Объем реализации, шт. |
| Цена, руб. |
| Выручка |
| Затраты полные1 |
| Затраты полные2 |
| Тб 1 |
| Тб 2 |
Рис. 12 – График точки безубыточности в долгосрочный период
2. Аналитический, то есть расчет по формулам:
| Показатели: | |
| Без использования Маржинального дохода | С использование маржинального дохода |
| Тб- точка безубыточности | |
| 1. Тб = Зпост/ Ц- Зпер уд. | Тб= Зпост/ М.д. уд. |
| Критическая выручка: | |
| Вкр= Зпост/(1- Зпер уд./Ц) | К выр= Мд/В |
| Запас финансовой прочности: | |
| Кб.= (В-Вкр)/ В* 100%(больше 30%- норм ситуация) | |
| Объем продаж при запланированном уровне прибыли: | |
| Q=(Зпост+Пр)/(Ц- Зпер уд.) | Q=Мд/Мд уд. |
| Точка безубыточности в условиях мирового ассортимента товара: | |
| Тб = З пост/ (∑ (Цi – Зперi уд.)* di) di- удельный вес i-го товара в выручке | Тб = Зпост/ (∑ (Мд уд.)* di) |
| Сила воздействия операционного рычага: | |
| СОР =Мд/ Пр |
Операционный рычаг:
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации сопровождаются более сильным изменением прибыли. Этот эффект обусловлен различным влиянием постоянных и переменных затрат на формирование прибыли при изменении объема продаж.
Данный метод анализа используются и для определения объема продаж, обеспечивающего безубыточность деятельности в длительном периоде.
Тема 4. Формирование исходной цены товара
К общим методам формирования исходной цены товара относятся:
1. метод конкурентного паритета;
2. параметрический метод;
3. затратный метод (варианты: предельная цена, цена техническая, целевая цена- на основе ожидаемой прибыли или исходя из желаемой рентабельности капитала)
4. рыночные методы;
5. маркетинговые методы.
Рассмотрим некоторые методы подробнее.






