Раздел II. Микроэкономика

1. Фирма: организация и управление. Индивидуальное предпринимательство — любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки и т.п.). Коллективное предпринимательство — полезным делом заняткакой-то коллектив. Оно включает мелкий и средний бизнес. Предприниматель — это инициативный человек, которыйберет на себя ответственность и риск за дела на предприятии. Некоммерческое предпринимательство — не связанное спродажей продукции ради обогащения. Такая благотворительнаядеятельность ведется культурно-просветительными и другимиорганизациями. Коммерческая деятельность — занятие, приносящее доход (производственный и непроизводственный бизнес). Управление производством внутри фирмы(предприятия) представляет собой упорядочивающее, целенаправленное воздействие на процесс кооперированного труда. В этих целях на современных предприятиях управление регулирует (т.е. подчиняет установленному порядку) решающие стороны хозяйственной жизни:! материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции;! научные исследования, разработку и внедрение новинок в

производство;! маркетинговую деятельность: изучение рынков, определение каналов сбыта продукции и услуг, ценообразование и рекламу выпускаемой продукции, оказываемых услуг;! работу с персоналом предприятия: подбор, расстановку, обучение работников и др.;! сбор, обработку и анализ данных о работе фирмы в целях

улучшения ее деятельности. Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений — менеджмент.

Менеджмент — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. Он придает деятельности предприятия упорядоченность,

согласованность и урегулированность. Одним из проявлений научного характера деятельности менеджера служит то, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании предприятия, когда составляется бизнес-план.

19. Теории новой стоимости. Первое. Новую стоимость своим трудом создают наемные работники. Эта стоимость частично достается работникам в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получает собственник капитала. Второе. Рабочий день наемного труженика делится на две части. Сначала он затрачивает необходимый труд, идущий на содержание его самого и семьи: создает эквивалент его заработной платы. Потом он расходует прибавочный труд, во время которого производит прибавочную стоимость. Третье. Деление новой стоимости на две известные доли вызывает противоположность экономических интересов наемных работников и бизнесменов, ибо увеличение доходов одних происходит за счет уменьшения заработков других. Теория прибавочной стоимости не противоречит очевидному факту: новая добавленная стоимость делится на две части — заработную плату работников и валовую прибыль (прибавочную стоимость). С возникновением государственного сектора экономики значительная доля прибыли предприятий стала изыматься в виде государственных налогов. Последние идут на удовлетворение разнообразных совместных общественных потребностей (бесплатное среднее образование, развитие науки, социальные нужды и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: