Полумрак

Ранее широко бытовало мнение (да и сейчас оно не является редкостью), что смешанный свет – искусственный и естественный – вреден. Однако это предположение было опровергнуто научными исследованиями, поэтому, когда естественного освещения недостаточно, необходимо включать искусственные источники света. Работа в условиях недостаточной освещенности, в полумраке, гораздо вреднее, чем при смешанном свете.

Особое гигиеническое значение света заключается в его влиянии на зрение. При низкой освещенности наступает зрительное утомление и снижается работоспособность. Свет оказывает и общее тонизирующее действие на организм, что проявляется в повышении окислительных процессов и общего тонуса. При рациональном оптимальном освещении обеспечивается психологический комфорт, в меньшей степени наступает развитие зрительного и общего утомления, предупреждается развитие профессиональных заболеваний глаз.

Естественное освещение является наиболее привычным для глаз человека и оказывает положительное психологическое влияние. Кроме того, прямые солнечные лучи, проникающие в квартиру, улучшают санитарные условия помещений.

Искусственное освещение должно быть достаточным, равномерным, не создавать на рабочем месте блескости и резких светотеней. Для этого используют светильники прямого, рассеянного и отраженного света и люминисцентные лампы. Спектр последних близок к дневному свету, отсутствуют тени и блики, обеспечивается мягкость и равномерность освещения.

Рациональное освещение необходимо, прежде всего, для оптимальной функции глаза. Глаз способен адаптироваться даже к плохим условиям освещенности, поэтому рекомендации гигиенистов не всегда выполняются. В результате снижается работоспособность, а со временем развивается близорукость и ухудшается зрение.

Шум

Шум с интенсивностью в 120 децибел вызывает у человека физическую боль. Для нормального сна шум в спальне не должен превышать 30 децибел.

Установлено, что шум нарушает нормальную деятельность всех органов – от кровообращения до зрения, от желудка до кровоснабжения мозга, особенно страдает психика. Французские ученые утверждают, что каждый четвертый психически больной мужчина лишился здоровья из-за шума. Головная боль в 80% случаев связана с шумом. Сон при шуме не снижает усталости. Шум вредно сказывается на умственной деятельности. Представители «шумных» профессий, как правило, лет через 20 непрерывной работы становятся глухими или тугоухими. Наиболее чувствительны к шуму дети. К сожалению, многие родители заблуждаются, считая, что в наше время ребенок должен научиться жить, заниматься и отдыхать в шуме, и что все разговоры о его вредном влиянии преувеличены. Из-за этого заблуждения в некоторых семьях дети спят или занимаются при включенном телевизоре, радиоприемнике.

Еще в прошлом веке известный ученый Роберт Кох предсказал, что когда-нибудь человечество будет вынуждено расправляться с шумом столь же решительно, как с холерой и чумой. Это время наступило. Наша общая цель – научиться планировать тишину, настойчиво бороться с шумом. И пример умелого, с пользой для здоровья воздействия звука дает нам природа. Она не безмолвна или беззвучна, а именно бесшумна. Это идеал, к которому мы должны стремиться.

– Ничего страшного, – можно услышать в ответ на замечание, – пусть привыкает!

Нет нужды говорить о важности сна для детей. К сожалению, еще многие родители считают, что в наше время ребенок должен научиться жить, заниматься и отдыхать в шуме и что все разговоры о его вредном влиянии преувеличены. Из-за этого опасного заблуждения в некоторых семьях ребята спят или занимаются при включенном телевизоре, радиоприемнике или среди шума, источником которого являются сами родители.

Нередко можно наблюдать, как молодые родители гуляют со спящими малышами с включенным транзистором в детской коляске. Надо ли говорить о том, насколько вредно это отражается на организме ребенка. Шум во время сна более вреден для здоровья, чем шум в период бодрствования.

Школьники, вынужденные заниматься, готовиться к экзаменам и отдыхать в условиях шума, выполняют домашние задания при резко сниженной работоспособности, не обеспечивающей успешного усвоения уроков. При этом у них падает интерес к работе, появляются головная боль, сонливость. В результате у таких ребят низкая активность на уроках, они вялы, плохо понимают объяснения учителя, быстро утомляются.

Можно не замечать грохота поездов, рева грузовиков и даже соседского магнитофона, включенного на полную громкость. Но эта слуховая адаптация нередко покупается чрезмерно дорогой ценой. Шум обладает кумулятивными качествами: акустические раздражения, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: