Экипаж судна—это система сложных взаимоотношений.
Между начальником (капитаном) и подчиненными возникают сложные и многогранные человеческие отношения.
Формальные (официальные) группы:
Взаимоотношения, складывающиеся в экипаже на служебной почве, строго формализованы и определены Уставом службы на судах и штатным расписанием. Согласно Устава действует следующая схема подчиненности по судовым вопросам:
- вахтенный штурман все вопросы по управлению судном, прокладкой маршрута и курса судна согласовывает с капитаном судна;
- все хозяйственные вопросы по судну решает старший помощник капитана:
- старший механик несет ответственность за работу судовых двигателей и механизмов, ему подчинена машинная команда, электромеханики, механики холодильных установок;
- радиооператор подчиняется только капитану, судовой медицинский работник--_ старшему помощнику капитана.
Подчинение вахтенному помощнику капитана входит в служебные обязанности не только всей вахтенной службы, но и всего экипажа, так как в последнем случае вахтенный помощник действует от имени капитана или старшего помощника капитана. Это очень важно для деятельности экипажей судов.
|
|
Неформальные (неофициальные) группы
Неформальные группы—социально-психологическое явление—результат самоорганизации. Для них характерны более свободные отношения. Неформальная структура гибче, она может быть близкой к формальной (служебной) структуре, дополнять её либо быть независимой от неё и даже вопреки ей, что является важным обстоятельством, которое в борьбе за безопасность судоходства необходимо учитывать.
Экипаж судна решает ряд определенных задач, в том числе задачу по обеспечению безопасности судоходства. Как правило, формальный лидер –капитан—одновременно может выступать неформальным лидером для старшего командного состава. Тогда взаимоотношения, как служебные, так и неслужебные,--доброжелательные, взаимосвязи –деловые. И задача решается успешно.
Личность—группа. Взаимоотношения вахтенного механика со своей вахтой (мотористы, электрики, масленщики и т.д.).Таких комбинаций в судовых условиях множество: боцман—палубная команда, штурман—вахта, второй механик—машинная команда. Это формальные взаимоотношения и взаимосвязи. Они могут быть неформальными