| Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направляется поз-наватель-ная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста |
| Младенческий | Непосредст-венно-эмо-циональное общение | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивацион-ная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
72 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе
| Раннее | Предмета о- | На познание | Познаватель- | Речь и |
| детство | манипуля- | предмета | ные процессы | наглядно- |
| (0-3 года) | тивная деятельность | действенное мышление | ||
| Дошколь- | Ролевая игра | На познание | Личностная | Потребность в |
| ный возраст | отношений | (потребностно- | общественно | |
| (3-7 лет) | мотивацион-ная) | значимой и общественно оцениваемой деятельности | ||
| Младший | Учение | На познание | Интеллекту- | Произволь- |
| школьный | начал наук | ально-познава- | ность. | |
| возраст | тельная | Внутренний | ||
| (7-11 лет) | план действия. Самоконтроль. Рефлексия | |||
| Подростко- | Интимно- | На познание | Личностная | Стремление к |
| вый возраст | личностное | системы | (потребностно- | «взрослости», |
| (11-15 лет) | общение в | отношений в | мотиваци- | самооценка, |
| процессе | разных | онная) | подчинение | |
| обучения | ситуациях | нормам | ||
| организаци- | коллективной | |||
| онной | жизни | |||
| трудовой | ||||
| деятельности | ||||
| Старший | Учебно- | На познание | Познавательная | Мировоззре- |
| школьный | профессио- | профессий | ние, профессио- | |
| возраст | нальная | нальные | ||
| (15-17 лет) | деятельность | интересы |
В исследованиях последних лет психологи продолжают изучение процесса развития личности.
А.В. Петровский1 рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первой(стадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в «общей массе»), на второй — активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой),
.' См.: Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
§ 3. Проблемы возрастной периодизации психического развития 73
на третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность — и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности.
Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализации (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии. В целом многоступенчатая схема периодизации по А.В. Петровскому с выделенными автором эпохами, периодами изображена на схеме ниже.






