Социальная ситуация развития

Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психологическом развитии младшего школьника связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психологическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с ок­ружающими. Известно, что одна из важнейших особенностей под­росткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влия­нием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность,


172 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупре­дительность.

Старший школьный возраст - начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. В физическом отношении — это период спокойного развития. При­рост веса становится больше относительно увеличения роста. Нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подрост­ку неуклюжести и несоразмерности движений. Интенсивно идет развитие мускулатуры (рост мышц в длину и ширину). В 8 лет вес мускулатуры составляет 27% от веса тела, в 15-32%, в 17—44%. В связи с этим наблюдается прирост силы. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения, а значит, и развитие соответствующих функций. Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным на­грузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возмож­ности для выбора профессии. Наряду с этим оно также оказывает в л и я н и е на развитие некоторых качеств л и ч н о с т и. Осознание сво­ей физической силы, привлекательности, здоровья влияет на фор­мирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенно­сти в себе, жизнерадостности и т.п., и наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в собственные силы, пессимизм. Вместе с тем половая зрелость не означает еще зрелости социальной. В сущности, юность и есть не что иное, как переход от чисто физической зрелости к зрелости социальной. Главное ее содержание — вовлечение во «взрослую» жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обще­стве.

Несмотря на большое число исследований, пока нет единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новооб­разования возраста. В отечественной литературе существует по край­ней мере три варианта определения ведущей деятельности подро-стничества. Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д. И. Фельдштейн — общественно полезную деятельность, В.В. Да­выдов — общественно значимую деятельность. Своеобразие соци­альной ситуации развития подростка состоит в том, что он вклю­чается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В чем же это проявляется? По сравнению с младшим



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: