Обучение как общественно-историческое явление 287

ют. Они самостоятельно «открывают» правила, формулы, теоремы. Ключевой психологический элемент — познавательный интерес. (A.M. Матюшкин и др.)

«Формирующая модель». Предполагается, что влиять на ум­ственное развитие ребенка — значит осуществлять целенаправлен­ное управление процессом усвоения знаний и умений. При усло­вии прохождения учеником всех его необходимых этапов с учетом специально организованной учителем ООД можно гарантировать сформированность знаний, умений с заранее заданными каче­ствами (программированное и алгоритмическое обучение). Клю­чевой психологический элемент - умственное действие. (П.Я. Галь­перин, Н.Ф. Талызина и др.)

«Свободная модель». В ней максимально учитывается внутрен­няя инициатива ребенка. При наличии определенной помощи со стороны учителя ребенок тем не менее сам определяет интенсив­ность и продолжительность своих учебных занятий, свободно пла­нирует собственное время, самостоятельно выбирает средства обу­чения. Отсутствует жесткая система педагогических воздействий. Поощряется импровизация и детей и учителя относительно со­держания и способов обучения. Ключевой психологический эле­мент — свобода индивидуального выбора.

Процесс изменения личности обучаемого и его деятельности — функция самого обучаемого, и называют этот процесс учением или учебной деятельностью. Цель этой деятельности — приобрете­ние новых знаний, выработка соответствующих умений и навы­ков. Причем, как установлено специальными психолого-педагогиче­скими исследованиями, решающим в этом процессе является по­ступательное изменение самой личности обучаемого. В определе­нии главных компонентов этих качественных изменений в науке существуют разные подходы: одни акцентируют внимание на от­боре и организации системы знаний (Л.С. Выготский, С Л. Рубин­штейн, В.В. Давыдов и др.), другие - на организации самой дея­тельности (Д.Б. Эльконин), третьи - на отборе и использовании орудийных средств деятельности. Эти проблемы давно привлекают внимание психологической науки. Результатом этого явились фунда­ментальные исследования по знаковым системам, в частности — по знаковому моделированию.

Учение — специфическая форма индивидуальной активности, направленная на усвоение знаний, формирование навыков и уме­ний, а также развитие самого учащегося.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: