| Способность реконструировать (адаптировать) информацию к уровню подготовленности учеников | Глубокое знание языка, на котором ведется преподавание. Знание словарного запаса детей | Умение найти доступную форму объяснения незнакомых или трудных понятий, словосочетаний, высказываний и т.д., заменяя их синонимами, подбирая удачные примеры, изменяя, в случае необходимости, логику изложения информации и т.п. Умения формулировать четкие определения понятий, доступные младшим школьникам |
| Способность проектировать собственную деятельность (какой она должна быть на этапах непосредственной передачи информации учащимся и осуществления «обратной связи») | Знание методов и средств обучения и воспитания. Знание собственных индивидуальных особенностей | Умение выбрать рациональный в данном случае метод обучения, адекватный целям и задачам урока.. Умение найти эффективный прием выяснения подготовленности учеников к восприятию новой информации. Умение спланировать ход занятия так, чтобы для объяснения нового материала было отведено оптимальное время и место на уроке |
| Способность проектировать деятельность школьников, в которой новая информация должна быть усвоена | Знание методики преподавания учебных предметов и воспитательной работы. Знание индивидуальных особенностей детей | Умение спланировать деятельность учащихся, способствующую пониманию и усвоению информации, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями |
| 2. Способности, необходимые на этапе непосредственной передачи информации учащимся | ||
| Способность овладеть вниманием учеников | Знание психологических особенностей внимания младших школьников | Умение активизировать внимание детей. Умение предвидеть отвлечение внимания и предотвратить его |
400 Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя
| 1 Способность «заражать» учащихся своим настроением | Знание мотивов1 у ч е н и я; младших школьников и УСЛОВИЙ их формирования.. Знание эмоциональных особенностей детей | Умение создать психологический настрой на работу: Умение передать- ученикам свое положительное отношение к материалу Умение возбуждать у учащихся активную, самостоятельную мысль |
| Способность делать свою мысль понятной для учеников | Глубокое знание материала, предназначенного для объяснения | Умение пояснять, разъяснять детям трудное и непонятное. Умение излагать материал ясными короткими фразами, состоящими из предложений, несложных конструкций |
| Способность, логично и последовательно вести объяснение | Умение вести объяснение от простого к сложному. Умение логически правильно построить и вести конкретный рассказ, беседу, проблемное изложение. Умение формулировать вопросы в четкой, ясной и простой (краткой) форме | |
| Способность опираться при объяснении на наглядные' образцы | Умение правильно демонстрировать подобранный к конкретному занятию наглядный материал | |
| 3. Способности, необходимые на этапе осуществления «обратной связи» | ||
| Способность «чувствовать класс», т.е. правильно воспринимать реакцию школьников на свое объяснение | Знание внешних форм проявления непонимания учащимися объяснения учителя | Умение диагностировать характер усвоения учениками нового материала |
| Способность корректировать понимание детьми информации | Знание приемов проверки понимания объяснения учителя | Умение в случае необходимости перестроить ход изложения материала |






