Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность (прибыльность), измеряемую в % к затратам или к капиталу
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с одного рубля средств, вложенных в активы
В соответствии с направлениями деятельности предприятия (основная, инвестиционная, финансовая) в АФР используются следующие группы показателей относительной доходности:
1) рентабельность продукции (рентабельность продаж)
2) рентабельность фондов
3) рентабельность всех активов
4) рентабельность вложений (инвестиций)
5) рентабельность капитала
1. Доходность продукции характеризуется следующими показателями:
1.1. Рентабельность продаж (реализации):
Рреализ = Преализ / ВР, где
Преализ – прибыль от реализации
ВР – выручка-нетто от реализации
Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности, т.е. сколько имеет прибыли предприятие с рубля продаж
1.2. Рентабельность произведенной продукции
|
|
Рпрод = (цена*количество – с/с*количество) / с/с*количество
1.3. Рентабельность отдельных изделий
Ризд = (цена – с/с) / с/с
Данные показатели (2-й и 3-й) характеризуют величину прибыли на 1 руб. затраченных средств
2. Рентабельность фондов
Эти показатели, наряду с показателями рентабельности продаж, являются оценочными при исследовании спроса на продукцию и характеризуют эффективность использования потребленных средств
Рф = (БП или ЧП) / (ОПФ + МОС), где
ОПФ – средняя стоимость основных производственных фондов,
МОС – средняя стоимость материальных оборотных средств
Сравнивая рентабельность, исчисленную по ЧП с рентабельностью по БП, можно определеить влияние на рентабельность налоговых отчислений
Основные задачи анализа рентабельности фондов:
1) оценка показателя рентабельности в динамике
2) выявление и измерения действия различных факторов на уровень рентабельности
3) определение возможных резервов дальнейшего роста рентабельности
На рентабельность фондов влияют следующие факторы:
1) изменение уровня оборачиваемости
2) изменение рентабельности произведенной продукции и т.д.
3. Рентабельность активов (капитала)
3.1. Рентабельность всех активов (всего капитала)
Ркап = ЧП / ВБ
3.2. Рентабельность инвестиционного (долгосрочного) капитала
Рик = ЧП / СК + ДСО
3.3. Рентабельность СК
Рск = ЧП / СК
4. Рентабельность вложений
4.1. Рентабельность всех вложений
Определяется отношением прибыли от реализации к функционирующим средствам (все активы за минусом финансовых вложений и среднегодовой суммы незавершенных капитальных вложений)
|
|
4.2. Рентабельность финансовых вложений
Показывает, какой размер дохода (дивидендов, %) получает предприятие на каждый рубль финансовых вложений
Для АО кроме перечисленных показателей рассматривают также:
1) Доход на капитал:
Дк = ЧП / Капитал
2) Доход на акцию:
Да = ЧП / Количество выпущенных акций
3) Коэффициент рыночного хождения (доходно-ценовой коэффициент)
Крх = Рыночная цена акции / Доход на акцию
4) Дивидендный доход
Дд = Дивиденд на акцию / Рыночная цена акции
5) Рыночный риск
Рр = Процентное изменение цены акции конкретного АО / Среднее процентное изменение цены акций на рынке
Важный этап аналитической работы – выявление резервов роста прибыли и рентабельности
Основные источники роста прибыли:
1) рост объема реализации продукции (в натуральном выражении)
2) рост цен на производимую продукцию
3) снижение с/с
4) рост качества продукции
1-й и 2-й источники: для определения резервов роста прибыли за счет роста объема реализации необходимо выявить резерв роста объема производства продукции и умножить его на фактическую прибыль на единицу продукции
3-й резерв определяется умножением резерва снижения с/с каждого вида продукции на возможный объем реализации продукции с учетом резерва его роста
4-й – умножением удельного веса каждого сорта или категории на отпускную цену каждого сорта (сумма величин)
В заключение разрабатываются конкретные мероприятия по использованию этих выявленных резервов